• Н.К. Рерих

    Рерих Николай Константинович (1874 – 1947) Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха Далее
  • Елена И. Рерих

    Рерих Елена Ивановна (1879 – 1955) Истинно великое всегда видится на расстоянии. В случае с творческим наследием русского философа и ученого Елены Ивановны Рерих именно так и получилось. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ Далее
  • Юрий Н. Рерих

    Рерих Юрий Николаевич (1902 – 1960) Ю.Н. Рерих является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, Далее
  • Святослав Н. Рерих

    Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге, с которым были связаны первые двенадцать лет его жизни. Уже в раннем детстве мальчик проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями. Далее
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Эволюционная роль Культуры

Май 23 2020

Откуда приходят знания?

0-1-newМеждународная выставка победителей и дипломантов конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса», предоставленная Благотворительным Фондом имени Е.И.Рерих и Международным Центром Рерихов, которая проходит в МОУ «СОШ № 222 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля», побудила её организаторов к проведению образовательного события, в рамках которого состоялись торжественное открытие выставки, экскурсии, встреча в литературной гостиной «Мир преобразится Красотой». В День российской науки прошли диалоговые площадки «Знание превыше всего» и «Культура. Культурная и историческая память».

     Участники площадок – учащиеся 7 - 8 и 9 - 11 классов, всего около 70 школьников. Руководители: Кузина Светлана Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе и Волкова Елена Александровна, учитель истории.

     Вопросы, вынесенные для обсуждения, были созвучны с задачами, стоящими перед образованием, наукой, связаны с новыми тенденциями в научном мировоззрении и с подготовкой к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

     Организаторами площадок была поставлена главная задача: подвести учащихся к углублённому пониманию взаимосвязи человека, планеты и космоса, исторического процесса как космического явления, связи прошлого, настоящего и будущего, сохранения мира и стабильности человеческого сообщества, культурного, нравственного начала жизни на Земле и в Космосе.

     Изменения, происходящие в мире, в России, безусловно, требуют осмысления многих представлений и установок, определения главных ориентиров в свете нового мышления, о чём свидетельствуют и новые научные открытия. Россия должна быть миролюбивой, взаимодействовать с другими странами в духе культуры мира и ненасилия.

     Проблемы, решаемые на площадках, вели участников к пониманию того, что главные пути возрождения России – это высокая нравственность, мир через Культуру, социальное партнёрство, сотрудничество и созидание.

     Обращение к трудам учёных-космистов, мыслителей, философов начала 20 века, а также современных учёных помогло учащимся осознать обозначенные проблемы.

     Работа на площадках строилась по технологии кейс-метода: учащиеся имели возможность предварительно познакомиться с информацией, вопросы они получили во время проведения диалоговой площадки, где и происходило моделирование их предложений и мнений. Работали учащиеся в командах, но точку зрения можно было представить как командную, так и личностную.

     Участниками площадок были и учащиеся–журналисты, которые подготовили материал для школьной и городской молодёжной газеты «Четвёртое измерение».

     Воспользуемся их материалом: «Каждый, кто принёс частицу знания, уже есть благодетель человечества. Именно эту мысль затронули учащиеся в процессе обсуждения. Ребята говорили о получении знания из разных источников, отвечали на вопросы: какую связь имеют понятия человек – знание - космос; как связаны знания с индивидуальными способностями человека. Школьники познакомились с выступлением семиклассника Юрия Любимого-Голубицкого на Международной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление 21 века». В его докладе участники площадки «Знание превыше всего» нашли ответы на многие вопросы современной жизни и науки. Знания приходят к нам разными путями, в разные периоды развития человечества и существуют различные способы познания. В процессе обсуждения звучали выводы, что внутренний мир человека является частицей огромного Космоса, его мысли влияют на энергетическое состояние других людей, планеты и Космоса в целом. Учащимися была предложена модель рассуждений «Откуда приходят знания?»

     С огромным интересом участники диалоговой площадки «Культура. Культурная и историческая память» погружались в понимание высказываний из религиозных источников, в том числе из Евангелия. Разные, но очень созвучные мысли высказывали дети относительно слов Христа, таких как: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь»; «Я бросил огонь в мир, и вот Я охраняю его, пока он не запылает в своей сути…»

     «Личность Христа неисчерпаема, она превосходит все обычные мерки, - писал Александр Мень, - вот почему каждая эпоха и каждый человек могут находить в Нём новое и близкое им» (Из книги «Сын человеческий»).

    Обсуждая сложнейшие философские, мировоззренческие вопросы, участники площадки (а это 7-8 классы) довольно успешно продвигались к пониманию того, что Учение Христа – это Истина, что в нём звучит призыв к нравственному совершенствованию, к служению Общему благу, к борьбе с невежеством. Выводом стали слова учащихся, что религия – это один из способов познания мира.

     По ходу обсуждения вопросов культурной и исторической памяти речь шла о традициях, о творческой свободе, отношении к культурным ценностям и памятникам. Были озвучены цифры об огромных потерях в культурном достоянии России во Второй мировой войне. Это привело к пониманию недопустимости войн и разрушений на современном этапе развития человечества. Далее учащиеся обратились к Пакту Мира – Пакту Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, принятом в 1935 году, в преддверии Второй мировой войны. И сегодня данный документ остаётся не менее актуальным, чем в начале прошлого века.

     Значимым для ребят был вопрос о миротворческой миссии России. Обращаясь к событиям исторического процесса, они особо остановились на личности Преподобного Сергия Радонежского – Собирателя и Строителя Земли Русской, жизнь которого – подвиг, связанный с историей становления духовной мощи русского народа. Участники площадок говорили о понимании единения и сотрудничества между человеческими сообществами, ребятами использовались «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва, приводились примеры о героических подвигах в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и в других странах в наши дни.

     В ходе открытой дискуссии участники площадок сформулировали вывод о целостном подходе к явлениям природы, человеку и Космосу, об историческом процессе как космическом явлении. При этом они ссылались на работы русских космистов и современных учёных, которых объединяет нравственная позиция: человеческая жизнь должна строиться только на основе согласия и сотрудничества всех народов Земли, совершенствования внутреннего мира, души человека и ответственности разума в его делах. Был сделан важный вывод о ключевой роли культуры, знаний, науки в развитии человечества, подчёркнуто, что это важнейшие приоритеты, без которых невозможно продвигать дальше эволюцию планеты.

     Прошлое с будущим связывает наше настоящее, где мы живём, работаем, боремся во имя нашего будущего. Поэтому продолжением разговора будет в дальнейшем открытая дискуссия старшеклассников школы «Кто Я в современном мире?»

     Неоценимую помощь в подготовке и проведении диалоговых площадок оказали книги Л.В.Шапошниковой, материалы научно-практической конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление 21 века», статьи из журналов «Культура и время» и газеты «Содружество».

   Выставка «Мы – дети Космоса» - это ещё одна возможность через искусство получить Знания, окунуться в мир Красоты, Добра, детского восприятия мира, грандиозного Космоса и почувствовать себя строителем и созидателем нашей удивительной планеты Земля.

                                                                                Валентина Донская, народный учитель РФ,

                                                                                         г.Заречный Пензенской области

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в г. Заречном
 
 
Фильм на ТРК Заречный к 135-летию Н.К.Рериха
film-NKR
 
Передача на ТРК Заречный о семье  Рерихов
film-Roerich-Family
 
Взгляд в будущее.
Школа № 222 г. Заречного
Пензенской области.