Слепова О.В.,
председатель Рериховского общества
г. Заречного Пензенской области.

Н.К. Рерих – Учитель жизни

доклад
на Международной научно-практической конференции
«Идеи Пакта Культуры и современность»
22-23 ноября 2010г., Пенза
 

В жизни человека наступает время, когда он начинает искать ответы на свои вопросы: для чего я пришел на Землю? В чем смысл жизни? В этих поисках он обращается к Великим людям, оставившим яркий след в истории человечества. На их мудрых советах, их жизнях человек учится, познает мир и себя в этом мире, осознает свою задачу. Один из плеяды Великих мыслителей – наш соотечественник, выдающийся художник, философ и общественный деятель Н.К.Рерих, известный во всем мире как Водитель Культуры. Его жизнь, творчество являют собой образцы – уроки жизни, поэтому его по праву можно назвать Учителем жизни. Давайте обратимся к урокам Н.К.Рериха.

Урок бережного отношения к Старине.

Как ученый – археолог, Н.К.Рерих понимал значение древних ценностей – свидетелей истории и культуры народов. Образы русской Старины, питающие духовный мир человека, запечатлены им на его многочисленных этюдах, в очерках и статьях. «Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, – говорил Н.К.Рерих, я твержу о красоте народного достижения. Твержу в самых различных изданиях, перед самой разнообразной публикой».

С таким же упорством твердил он о необходимости охранения святынь народных, видя как «...По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно... Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной...» («Тихие погромы»).

«Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины... Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни», – писал Н.К.Рерих в очерке «Спас Нередецкий». И они спешили с Еленой Ивановной во время их паломничества по древним русским городам увековечить каменную гармонию архитектурных форм. Некоторые из сохранившихся этюдов, картин Николая Константиновича и фотографий Елены Ивановны стали теперь единственным источником исторического воспроизведения былых памятников зодчества.

Много усилий приложил Н.К.Рерих, чтобы защитить бесценные произведения старины, входя в Совет Общества защиты и сохранения памятников древнерусского зодчества. Став директором «Школы Общества поощрения художеств», он и молодежь приобщал к этому направлению, введя в программу учащихся изучение старины и путешествия по древним городам – для утончения вкуса, для расширения кругозора, для воспитания истинного патриотизма.

Более века назад созданы Н.К.Рерихом вдохновенные писания о старине, о бережном к ней отношении, но до сих пор не исчезает тревога за гибнущие усадьбы, за уничтожаемые курганы, за возводимые диссонирующие постройки на территории памятников, за несоответствующие условия хранения икон после передачи их из музеев. Пусть же молодежь услышит наказ Н.К.Рериха о сохранении старины: «...человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем» («Радость искусству»).

Урок любви, пример гармоничной семьи.

Николай Константинович с юности мечтал о царевне. В год окончания гимназии он написал «Детскую сказку», в которой рассказывал о царевне, выбирающей жениха. Знатным и богатым женихам она предпочла простого певца, который обещал царевне свои дары: веру в себя и далекий путь. «Пусть она верит в себя и верою этой дает счастье многим!». Через 6 лет царевна предстала перед Николаем Константиновичем. Елена Шапошникова тоже мечтала выйти замуж за служителя искусства, хотя к ней, как в сказке, сватались богатые и знатные женихи. Н.К.Рерих выполнил обещания Певца – их совместное путешествие было гармоничным и прекрасным. Картины «Ведущая», очерки «Великий облик», «Лада», «Сорок лет» посвящены Елене Ивановне. «Сорок лет не малый срок... Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». «...Мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».

С.Н.Рерих говорил о своих родителях: «Мой отец и моя мать были наделены несравненной гармонией двух понимающих друг друга людей, которые имели высокие идеалы в жизни. С большим трудом можно найти примеры, когда великий художник оказывается еще более великим человеком. Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери» («Слово об отце»).

Николай Константинович и Елена Ивановна, выдающийся философ и писатель, воспитали прекрасных сыновей. Юрий Николаевич – ученый-востоковед с мировым именем, историк, этнограф, лингвист. Святослав Николаевич – также всемирно известный художник, педагог, просветитель, ученый-естествоиспытатель. Духовная близость царила в семье. Все четверо Рерихов посвятили свою жизнь служению Культуре.

В наше время на месте встречи Н.К.и Е.И.Рерихов в Бологом Новгородской области установлена памятная плита, к которой молодые люди приезжают в дни соединения своих любящих сердец. Но почти ежегодно приходится восстанавливать этот памятник Любви – обесценено в современном обществе это высокое чувство, принижено, опошлено средствами массовой информации. Становится все меньше крепких и дружных семей. А ведь из таких ячеек складывается устойчивое человеческое общество. Семья Рерихов – это пример семьи будущего, и ее построением можно заниматься сознательно.

Урок Культуры и ее наиважнейшей грани – Красоты.

Культура для Н.К.Рериха – это самое высокое, самое чистое и широкое звучание всей человеческой сущности. В своих литературных трудах он оставил человечеству новое, одухотворенное понимание Культуры. «Корень слова Культура есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию» («Твердыня пламенная»). «...Культура есть Красота во всем ее творческом величии...» («Оборона»). «...Если соберем все определения Культуры, – пишет он, – мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и Красоты» («Культура – почитание Света»).

Н.К.Рерих считал, что достижения государств создавались Культурой и ее сердцем – Красотой. «...Знак Красоты откроет все «священные врата». Под знаком Красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся...»,– писал он («Звезда Матери Мира»).

Сам Николай Константинович высоко держал Знамя Красоты, создавая ее на своих полотнах, в росписях, мозаиках, стихах, очерках, статьях о Прекрасном. И его земные творения были освещены светом иных миров, ибо Красота есть то, в чем себя выражает Высшее в нашем плотном мире. Писатель Леонид Андреев отметил эту особенность произведений Н.К.Рериха: «Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир!» – и назвал его «Державой Рериха».

Понимая преображающую силу Красоты, Николай Константинович призывает: «...Помни о Красоте, не изгоняй ее облик из жизни и зови действенно и других к этой трапезе радости!...» («Культура»). Он дополняет мысль Достоевского: «Осознание Красоты спасет мир». «...Если в народе сохраняется идеал Красоты и потребность ее, ... тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа» («Красота»). И нашему народу, как никогда, необходимо вспомнить сейчас Урок Н.К.Рериха. Потихоньку Красота исчезает из нашей жизни: грубая речь звучит из уст взрослых и детей, жестокость и насилие демонстрируются в фильмах, уничтожается природная Красота, Свет искусства подменяется «массовой культурой». Мы проходим испытание восприятием Культуры, о котором писал Н.К.Рерих. Он верил, что человечество выдержит это испытание, защитив основу Культуры – Красоту.

Урок сохранения культурных ценностей.

Все, что создано лучшего в искусстве, науке, философских и духовных учениях, должно быть осознано людьми и защищено – считал Н.К.Рерих, так как все это является основой нашей эволюции. Незадолго до Второй мировой войны он разработал Первый Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников как в период военных действий, так и в мирное время, который стал носить его имя – Пакт Рериха. Как историк, Н.К.Рерих искал и находил единые истоки, священные знаки в культуре разных народов. И такой знак, изображенный на многих памятниках культуры различных эпох и регионов земли, он предложил для Знамени Мира – Знамени Культуры. Сформировать подобную идею и, главное – реализовать ее на международном уровне мог только поистине титан, осознавший, что сохранение Культуры – это сохранение жизни на Земле.

75 лет прошло со дня подписания Пакта Культуры, но с горечью приходится признать, что и в мире, и в нашем Отечестве не стало намного благополучнее. Также гибнут памятники культуры во время военных конфликтов, приватизируются земли-заповедники для современных построек, перепрофилируются музеи, библиотеки... Но «...Разрушено человеческим неведением, восстановлено человеческою надеждою». Эти слова Н.К.Рериха помогают верить, что усилия всех неравнодушных людей в деле сохранения культурных ценностей были и будут не напрасны.

Урок любви к Родине, вера в ее прекрасное будущее.

Вспоминая, «как распределилась жизнь», Н.К.Рерих пишет: «...42 года – Русь. 11 – Индия, Финляндия – 2. Америка – 3...» («Подсчеты»). Весь мир был полем его деятельности. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Но он был русским, и где бы ни был, он всегда нес русское слово и завет о России. «Я счастлив тем, что пришлось много и в разных странах говорить о Родине, о сокровищах народа русского», – писал он брату Б.К.Рериху.

«Если человек любит Родину, он в любом месте Земного шара приложит в действии все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле то, чем полно сердце». И любовь к России у Н.К.Рериха выражалась в действии. Образы русских святых, храмы, древнюю Русь, просторы родной земли в его картинах увидели в странах Европы, в Америке; его декорациям и костюмам к постановкам русских опер во время «Русских сезонов» Дягилева рукоплескали заграничные театралы; с интересом слушались лекции Н.К.Рериха о русском искусстве. Отрезанный от России, он постоянно откликался статьями на происходящее: и на «доброе строительство» русского народа, на его «жажду знаний», и на разрушение храмов в стране; давал возмущенную отповедь хулителям достижений на Родине. В самые тяжелые, первые годы войны он верил, что Родина одолеет и это испытание. «В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. ...Потрясения лишь вздымали народную мощь...» («В грозе и молнии»). «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли!» («Слава»). В дни войны Н.К.Рерих не только писал очерки о славе русского воинства, выступал по радио и создавал картины о защите, обороне Родины («Богатырская серия»), но и устраивал выставки вместе со С.Н.Рерихом, распродавал картины, а средства направлял на танки и самолеты для Красной Армии.

Н.К.Рерих не менял своего гражданства и всегда мечтал вернуться на Родину. «...Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения» («Четверть века»). С.Н.Рерих вернул завещанное отцом наследие всей семьи в Россию. Н.К.Рерих глубоко верил в духовность и нравственную силу русского народа. В очерке «Чаша неотпитая» он писал: «Знают, пройдет испытание. Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберется сил. ...Русь верит и ждет».

Именно сейчас, когда умаляются достижения Родины и восхваляется стиль жизни на Западе с его «золотым тельцом», когда переписывается история страны, очень важен пример веры Н.К.Рериха в будущее России. «Любить Родину – значит любить свой народ и все народы нашей необъятной Родины. Эта любовь научит полюбить все человечество...».

Урок о героизме, подвиге.

Н.К.Рерих, прекрасно знавший историю России, в своем творчестве (и художественном и литературном) обращался к ее героическим истокам. Полотна великого художника («Святогор», «Поход Игоря», «Настасья Микулична» и др.) свидетельствовали о духовных сокровищах народа, о героическом несломленном русском духе. Исторические образы, запечатленные им, звали на подвиг во имя Родины и справедливости. «Живы в памяти герои – Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский, сам Сергий Радонежский, великий наставник народа – все, положившие жизнь свою на благо Родины. В грозе и молнии рождаются герои» («В грозе и молнии»).

Н.К.Рерих пишет, что только в русском языке есть слово «подвиг»: «Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Неудивительно, что русский народ создал эту светлую, эту возвышенную концепцию. Человек подвига берет на себя тяжкую ношу и несет ее добровольно...». И «Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества» («Подвиг»).

Героями называл Николай Константинович и культурных тружеников страны: «Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру» («Подвиг»). К таким подвижникам Культуры, мыслящим о светлом будущем человечества, принадлежал и Н.К.Рерих. Он видел в Культуре «источник жизни молодого поколения» и считал необходимым зажигать «сердца детей свидетельствами о подвигах, об истинном образовании и познавании, ...на основании всех исторических примеров указывать, чем именно были преоборены многократно возникающие в истории человечества кризисы».

Этот его Урок очень актуален, так как понятие героя уходит в забвение, предается насмешкам, и для защиты Культуры необходимо мужество.

Урок неустанного труда на Общее благо.

Н.К.Рерих считал, что сознательный труд является великим очищающим и возвышающим принципом. С.Н.Рерих вспоминал о своем отце: «Он верил, что...желание и стремление творить нечто лучшее, более совершенное, с единственной целью сделать это еще прекраснее, устремляет нас на более высокую ступень» («Художник и провидец»). Строгая самодисциплина, беспрестанный ритм радостного труда являлись кредо его жизни. «День его начинался очень рано – он вставал в пять часов утра и сразу приступал к работе над картинами и записями. Николай Константинович никогда не торопился, не суетился, не повторялся....У него не было, как не было и у Елены Ивановны, так называемой светской жизни. Их это совершенно не интересовало...Весь день с утра до поздней ночи был занят какой-нибудь полезной работой. Днем были встречи, которые входили в орбиту общественной деятельности. Отец ...очень любил слушать музыку в перерывах и затем до позднего вечера продолжал свою работу...» («Слово об отце»). Благодаря этому он смог оставить нам такое богатое наследие: более 7 тысяч картин; литературные произведения, составляющие 27 томов (стихи, сказки, легенды, дневниковые записи), не считая бесчисленное количество очерков, эссе, статей, писем; археологические коллекции и старинные рукописи, собранные во время Центрально-Азиатской экспедиции; Пакт Культуры и Знамя Мира; Институт Гималайских исследований «Урусвати», с которым сотрудничали крупные ученые всего мира. Он был действительным и почетным членом более 40 культурных и научных организаций в разных странах. О его трудах на необъятном поле Культуры во имя будущего можно сказать его же словами: «...посмотрите, как живут и трудятся истинные труженики. Каждый день, в полном порядке, в полной прилежности и терпении они создают что-то, и создают не для себя, но для чьей-то пользы» («Труд»).

Н.К.Рерих считал необходимым помочь молодому поколению осознать радость такого труда. Сейчас, когда пропагандируется «легкая жизнь», обывательская психология «хорошо поесть и развлечься», это особенно трудно.

Николай Константинович радовался сотрудничеству с молодежью: «...широкие круги молодежи должны быть привлекаемы к серьезным общественным построениям...» («Общее дело»). И как важен здесь опыт, напутственное слово наставника.

Размышляя в своих работах о будущем, о школах, о почитании учителя, Н.К.Рерих вспоминает и своих Учителей: Куинджи, Пювис-де-Шаванна, Кормона. В «Твердыне пламенной» он пишет: «Благословенны Учителя, когда ведут они благою, опытною рукою к широтам горизонта. Сладостно, когда можем вспоминать Учителей своих со всем трепетом сердечной любви». «...Учитель Тот, Кто открывает, умудряет и ободряет...» («Корни Культуры»).

Уроки Н.К.Рериха Любви, Красоты, со-творчества, подвига, защиты святынь народных, служения Общему благу подтверждены им личным примером. Он, как и все Учителя Жизни, приходил, чтобы помочь человечеству, указать путь развития и сохранения мира на планете. Пора воспользоваться его уроками, время для этого наступило...