Июль 27 2016

Резолюция съезда международной общественности «Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов – общественное достояние России»

25 июня 2016 года в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (Центр-Музей) состоялся съезд представителей международной общественности «Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов – общественное достояние России».

Организаторы съезда – Международное Содружество Рериховских организаций; Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха; Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» (МЦР).

Информационная поддержка: журнал «Культура и время», газеты «Содружество» и «Свет Утренней Звезды», сайт Международного Центра Рерихов, сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, сайт «Сохраним Музей Рериха», Межрегиональный информационно-аналитический Центр, интернет-форум «Держава Рерихов – щит Культуры», Культурно-просветительный портал «Адамант», интернет-ресурсы общественных организаций.

В работе съезда приняли участие 248 представителей общественности, в том числе делегаты от 73 общественных организаций из 13 стран мира: Российской Федерации, Австрии, Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Германии, Казахстана, Латвии, Молдовы, Узбекистана, Украины, Финляндии, Эстонии. Общественность России представляли на съезде делегаты 6 республик, 35 областей и краев, 92 городов. В режиме онлайн-трансляции участвовал 101 человек. В работе съезда приняли участие представители научной интеллигенции, деятели культуры и искусства, педагоги, врачи, работники других сфер.

Съезд собрался в условиях чрезвычайной ситуации, угрожающей самому существованию общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов и его дальнейшей работе по сохранению, научному осмыслению и популяризации наследия Рерихов. Участников съезда объединила глубокая тревога за дальнейшую судьбу уникального культурно-просветительского центра и наследия семьи Рерихов.

На пленарном заседании съезда прозвучали доклады: «Причины проблем, возникших вокруг Международного Центра Рерихов за последние четыре года, и направления их решения» вице-президента МЦР А.В. Стеценко (Москва, Россия); «Общественные музеи: международные стандарты, опыт и традиции» члена Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов, председателя Национального общества имени Рерихов М.П. Куцаровой (София, Болгария); «Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов как реализация общественной формы культуры России» кандидата искусствоведения, руководителя Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачева Е.С. Кулаковой (Новокузнецк, Россия).

Участники съезда обсудили причины, содержание, цели беспрецедентной кампании, развернутой против общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, основанного С.Н. Рерихом и созданного под руководством Л.В. Шапошниковой, а также пути и формы защиты Центра-Музея.

Делегаты съезда единодушно выразили озабоченность разрушительной политикой нынешнего руководства Министерства культуры РФ в отношении МЦР, направленной на выселение его из усадьбы Лопухиных и изъятие у Центра наследия, переданного ему С.Н. Рерихом для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Съезд отметил, что действия руководства Министерства культуры РФ:

– противоречат принципиальным условиям С.Н. Рериха, выдвинутым при безвозмездной передаче наследия его родителей в Россию и нарушают гарантии руководства СССР, данные Святославу Николаевичу, а именно: обязательный общественный статус Центра-Музея и расположение в усадьбе Лопухиных, а также оказание поддержки его деятельности со стороны государственных органов. Святослав Рерих в статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» от 29.07.1989, изложил концепцию развития общественного Центра-Музея, который должен обладать независимостью и иметь возможность функционировать поверх ведомственных барьеров. С.Н. Рерих писал, что «подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, … заведомому сужению задач и возможностей Центра». Условия С.Н. Рериха были приняты государством и закреплены в Постановлении Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989, Решении Исполкома Моссовета № 2248 от 28.11.1989, Постановлении правительства Москвы № 812 от 03.10.1995 и других распорядительных документах;

– нарушают требования действующего законодательства РФ, а именно: ст. 8 (п.2), 15, 30, 35 Конституции РФ; ст. 700, 1131 Гражданского кодекса РФ; ст. 17 ФЗ «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995; ст. 8, 15, 16, 31, 32 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» № 3612-1 от 09.10.1992; принципы и задачи, закрепленные в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ № 808 от 24.12.2014.

Участники съезда особо отметили конструктивную позицию Президента РФ В.В. Путина, который не раз обращал внимание руководителей Министерства культуры и других государственных ведомств РФ на значимость роли общественных объединений в развитии социальной сферы и культуры. Поддерживая созидательные гражданские инициативы, Президент РФ на законодательном уровне закрепил передачу общественности ряда государственных функций в области культуры и социальной ответственности. В отчете Общественной палаты РФ за 2015 год подчеркивается, что качественный рост общественного сектора – «не просто одна из особенностей современного развития. Это новая тенденция, которая способна менять и уже меняет социальные отношения, воздействует на государственные институты, способствует вынесению на суд общественности таких проблем, которые еще вчера решались исключительно кулуарно. Гражданские активисты начинают формировать повестку дня, создают конкуренцию традиционным политическим структурам по влиянию на общество».

Участники съезда подчеркнули, что не для всех руководителей государственных институтов позиция Президента России в отношении общественных организаций оказалась значимой, не все представители исполнительной власти разделяют ее. Печальным примером тому служит отношение руководства Министерства культуры РФ к уникальному общественному Музею имени Н.К. Рериха МЦР, олицетворяющему яркое и успешное проявление общественной формы культуры в жизни России. Более четверти века деятельность Музея, активно поддерживаемая многочисленными общественными организациями и частными лицами, реально демонстрирует не просто жизнеспособность, но подлинную плодотворность общественной формы, ее согласованность с главными направлениями культурного развития страны и шире – ее созвучие с эволюционными путями человечества.

За общественными формами, как считали Н.К. Рерих и Д.С. Лихачев, – будущее культуры, ее сохранение и развитие. «Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны, – писал Н.К. Рерих, – Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния». В 1993 году Д.С. Лихачев писал Президенту России Б.Н. Ельцину: «Полностью солидарен с принципиальной позицией Рерихов о необходимости развития новых общественных форм сохранения и использования культурного наследия». Дмитрий Сергеевич подчеркивал, что «культура должна быть в общественном ведении в первую очередь и во вторую уже – в ведении государства».

В своих выступлениях участники съезда отметили некоторые особенности проявления общественной формы культуры на современном этапе развития России. Общественная форма культуры основана на добровольной инициативе людей, объединивших свои усилия для деятельности в пространстве культуры и претворяющих высокие принципы культуры и этики на основе самосовершенствования, расширения сознания и стремления к красоте. Это форма – самостоятельного, свободного от командно-административной регламентации со стороны государства и других негативных явлений современной цивилизации – творческого развития культурных объединений граждан, создаваемых ими учреждений культуры и творческих проектов. Деятельность общественных форм культуры способна пробуждать сознание широких масс, создавать общественное мнение, направленное на сохранение и развитие культуры, подвигать к широкому сотрудничеству и формировать то необходимое «моральное напряжение», которое побуждает общество и государственные учреждения к решениям, направленным на сохранение и развитие Культуры, а, следовательно, и укрепление России.

Современные общественные формы культуры представляют собой важное звено взаимосвязи государства и общества. Они активно вступают в творческое сотрудничество с представителями власти и бизнеса и, как правило, являются его инициаторами. Осуществлять взаимодействие с государственными и коммерческими структурами общественные формы культуры готовы на основе партнерства, т.е. равноправия, взаимоуважения, свободы творческого выражения, что далеко не всегда понимается и принимается представителями власти и бизнеса.

Съезд подчеркнул, что современная политика Минкультуры РФ в отношении МЦР идет вразрез с принципами партнерства общественности и государства, игнорируя главные ценности гражданского общества – добровольный труд, исполнение долга каждым гражданином не «по команде», но в силу сознательного отношения к культуре.

В связи с этим, участники съезда особо отметили, что в современных условиях общественные формы культуры, действующие на основе высоких этических принципов, нуждаются в развитии, соблюдении своих прав и поддержке со стороны государства, поскольку именно они способны служить гарантом стабильного, устойчивого развития страны и создавать подлинно культурные основы дальнейшего развития российской государственности.

Съезд подчеркнул, что Международный Центр Рерихов, создавший общественный Музей мирового уровня, стал ведущим и крупнейшим культурным и научным центром в области сохранения, исследования и популяризации наследия семьи Рерихов. За период его деятельности было проведено более 670 передвижных выставок, 25 научно-общественных конференций, более 790 семинаров и лекций; опубликовано 250 наименований книжной продукции из наследия Рерихов общим тиражом более 500 000 экз.; издается ежеквартальный журнал «Культура и время». За счет средств меценатов и широкой общественности без государственного участия МЦР воссоздал уникальный архитектурно-исторический памятник XVII-XIX вв. «Городская усадьба Лопухиных», в которой размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Съезд отметил, что МЦР смог объединить широкую, прогрессивную международную общественность с целью популяризации в мире миротворческой идеи Н.К. Рериха «Мир через Культуру». Своим уникальным международным выставочным проектом «Пакт Рериха. История и современность», поддержанным Министерством иностранных дел РФ, Россотрудничеством, ЮНЕСКО и ООН, Международный Центр Рерихов фактически возродил интерес мирового сообщества к идее Николая Рериха «Мир через Культуру», заложенной в Пакте Рериха – первом международном договоре, направленном на защиту культурного наследия. Выставки этого проекта с 2012 по 2016 г. прошли в 46 городах 17 стран Европы, в государствах Северной и Южной Америки, Азии, а также в 115 городах России. При поддержке Постоянного Представителя РФ при ООН В.И. Чуркина МЦР 15 апреля 2015 г. открыл выставку, посвященную 80-летию Пакта Рериха, в Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке . По этому поводу Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун сделал специальное обращение, в котором подчеркнул выдающуюся заслугу Пакта Рериха в вопросе развития правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и защиту культурного наследия, которые использует ЮНЕСКО и объявил благодарность МЦР. Генеральный Директор ЮНЕСКО Ирина Бокова высоко оценила международные миротворческие проекты МЦР: «Ваша инициатива тем более значима, что она вносит прямой вклад в достижение возложенных на ЮНЕСКО задач по созиданию мира в сознании людей. Поэтому я рада приветствовать такие международные проекты, как Ваш, поскольку они укрепляют продвижение культуры мира и ее достижение через образование и культуру».

Съезд особо подчеркнул, что МЦР, осуществляя успешную многогранную культурную деятельность, не получает ни экономической, ни финансовой, ни юридической, ни технической помощи со стороны государства. Вместо поддержки Министерство культуры оказывает систематическое давление на МЦР – инициируются уголовные и административные дела; поддерживаются сомнительные проекты, в основе которых заложены идеи ликвидации МЦР и его общественного Музея; усиливается экономическая и информационная блокада МЦР; рассылаются письма в различные правоохранительные органы, на основе которых проводятся бесконечные проверки, затрудняющие культурную деятельность Центра-Музея. Своими действиями Минкультуры РФ дискредитирует МЦР и сеет сомнения относительно культуротворческой направленности его деятельности. Широкий резонанс российской и зарубежной общественности вызвало инициирование руководством Министерства культуры РФ проверки МЦР по выявлению «наличия (отсутствия) в деятельности Организации признаков экстремизма» и выполнения «функции иностранного агента». Отстаивание общественной организацией права на жизнь, на осуществление свободной культуротворческой и миротворческой деятельности квалифицируется руководством Министерства культуры РФ как противостояние власти и экстремизм!

 

Учитывая опасность сложившейся ситуации для дальнейшей культурно-просветительской и миротворческой деятельности МЦР, съезд решил:

1. Выразить полную поддержку позиции Президента РФ В.В. Путина, направленной на становление и развитие общественных объединений в России, работающих в пространстве культуры.

Обратиться от имени участников съезда к Президенту РФ с Открытым письмом, в котором выразить просьбу защитить МЦР и его общественный Музей от административного произвола руководства Министерства культуры РФ и поддержать их культурную деятельность. Уполномочить Внукова Дениса Владимировича передать письмо в администрацию Президента РФ.

2. Признать Международную общественную организацию «Международный Центр Рерихов» ведущей общественной организацией в деле сохранения, изучения и популяризации наследия Рерихов.

3. Особо отметить ведущую роль МЦР и его общественного Музея в формировании и развитии общественной формы культуры, поскольку общественность воспринимала и воспринимает Центр-Музей не иначе как успешно реализованную прогрессивную гражданскую инициативу мирового значения.

4. Считать действия руководства Министерства культуры РФ, направленные на выселение МЦР из усадьбы Лопухиных и изъятие принадлежащего ему наследия С.Н. Рериха, грубым нарушением распоряжений С.Н. Рериха и его условий, выдвинутых при безвозмездной передаче наследия в Россию, а также гарантий, данных государством Святославу Николаевичу Рериху.

5. В 2015 году по настойчивым требованиям Министерства культуры Прокуратура РФ провела проверку по вопросу законности владения МЦР наследием Рерихов, переданным ему Святославом Николаевичем Рерихом, а также его сохранности. Результаты проверки показали отсутствие каких-либо оснований к утверждению, что наследие Рерихов находится в МЦР незаконно. Комиссия, проводившая проверку, также отметила наличие достойных условий хранения наследия и полную его сохранность. Обнаруженные недостатки в учете не являются критическими и не могут изменить общую благоприятную ситуацию хранения наследия в МЦР, которая имеется далеко не в каждом государственном музее.

Исходя из принципа целостности наследия, указанного в завещательном распоряжении С.Н. Рериха, участники съезда считают необходимым провести проверку той его части, – а именно коллекции С.Н. Рериха, – которая находится в Государственном музее Востока (ГМВ), по вопросу законности владения ГМВ данной коллекцией и ее соответствия по количеству и составу правоустанавливающим документам владельца – Святослава Николаевича Рериха. С этой целью обратиться с Открытым письмом в Генеральную Прокуратуру РФ с просьбой создать независимую комиссию, в состав которой могли бы войти специалисты Министерства культуры РФ, Международного Центра Рерихов, представители общественности и независимые эксперты. Уполномочить Внукова Дениса Владимировича передать письмо в Прокуратуру РФ.

6. Объявить о начале Международной культурной программы «Армагеддон Культуры: наследие Рерихов в опасности!», направленной на сохранение деятельности МЦР и его общественного Музея в усадьбе Лопухиных, а также на выполнение распоряжений С.Н. Рериха в отношении переданного в Россию наследия.

7. Продолжить оказание финансовой и других видов благотворительной помощи МЦР, направленной на обеспечение жизнедеятельности его Музея и многогранной культурно-просветительской работы.

8. Широко популяризировать деятельность МЦР, используя региональные СМИ и ресурсы Интернета.

9. Обратиться к руководству МЦР с просьбой рассмотреть возможность учреждения медали имени Л.В. Шапошниковой для награждения общественных деятелей за вклад в развитие общественной формы культуры.

10. Поручить оргкомитету съезда организовать проведение независимой общественной экспертизы с целью установления соответствия действий Министерства культуры РФ в отношении МЦР действующему законодательству РФ и Указам Президента РФ в области культуры, а также «Основам государственной культурной политики».

Москва. 25 июня 2016 года.