Июль 27 2016

Экстремизм, оккультизм – что еще придумает руководство Минкульта для разрушения общественного Музея?

Вице-президент Международного Центра Рерихов обвиняет руководство
Министерства культуры и Государственного музея Востока
в сокрытии хищения картин Рерихов

Культура, утверждал Николай Рерих, есть почитание Света. Под «почитанием» он понимал устремление человека к новым творческим достижениям, а под «светом» – энергетику Красоты, которая является основой Культуры. Поэтому главная цель человека, как любил повторять Святослав Рерих, – это стремиться к Прекрасному, что возможно только в пространстве Культуры. Только получив ее высокую энергетику (Красоту), человек способен распространять ее в своей дальнейшей деятельности. Поэтому мысль древних философов о том, что, улучшая себя, человек улучшает окружающий мир, отец и сын Рерихи не только подтвердили своим творчеством, но и научно обосновали. Одним из величайших достижений Николая Рериха является первый международный договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», названный в честь своего создателя «Пакт Рериха», и его отличительный флаг, известный под названием «Знамя Мира». Данный Договор послужил основой деятельности ЮНЕСКО, направленной на защиту культурного наследия человечества, о чем неоднократно заявляли и Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун, и Генеральный Директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.

Но чтобы Красота выполнила свою великую миссию на планете, необходимо спасти эту Красоту. Вот почему Н.К. Рерих дополнил известное высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир», указывая на роль человека в этом процессе – «Осознание Красоты спасет мир». Предложенный им Пакт и был направлен на спасение энергетики Культуры от разрушающей силы человеческого невежества, от таких чудовищных порождений современного мира, как ИГИЛ и другие радикальные религиозные и националистические течения. В свое время Пакт Рериха был поддержан выдающимися учеными, политиками, творческими работниками и деятелями культуры. Мог ли Николай Константинович представить, что спустя 80 лет после его подписания разрушительную миссию возьмут на себя те, кто по долгу службы обязан защищать и развивать культуру, да еще прикрываясь соблюдением интересов государства?!

Последние три года министр культуры В.Р. Мединский и его первый заместитель В.В. Аристархов настойчиво пытаются выполнить, по всей видимости, ставшую для них первоочередной задачу – разрушить общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), основанный С.Н. Рерихом, изъять у МЦР наследие и выселить его из усадьбы Лопухиных. Я не буду подробно останавливаться на этой истории, так как о ней мы неоднократно и подробно писали, отмечу главное.

Не имея никаких правовых оснований для осуществления задуманного, высокопоставленные чиновники министерства начали масштабную пиар-акцию по дискредитации общественной культурной организации, которая без финансовой поддержки государства не только восстановила и сохранила переданный ей исторический памятник XVII века «Городская усадьба Лопухиных», но и выполняет важнейшую для России работу по изучению и популяризации наследия Рерихов. Руководству же Министерства культуры, которое замешано в коррупционных скандалах, связанных с разворовыванием государственных средств, выделенных на реставрацию памятников культуры, нет дела до той масштабной работы, которую ведет общественный Музей имени Н.К. Рериха в культурном пространстве страны и мира. Оно настойчиво и последовательно добивается разрушения Музея, овладения его фондами и захвата усадьбы Лопухиных. И для достижения этих целей использует любые методы и всю мощь административного ресурса: в адрес МЦР льются потоки лжи и клеветы, заводятся судебные дела и устраиваются бесконечные проверки.

Видимо, руководство министерства делало ставку на то, что, если деятельность МЦР представить как экстремистскую, это позволит им с легкостью осуществить задуманное. Поэтому В.В. Аристархов и настаивал в своем требовании в Министерство юстиции РФ признать деятельность МЦР экстремистской с признаками иностранного агента. Что же, каждый судит по себе. Каков уровень сознания человека, таково и его восприятие окружающего мира. Если чиновник такого уровня преподносит многолетнюю культурную деятельность, признанную не только в России, но и во многих странах мира, как экстремизм, с целью прекращения этой деятельности и разрушения Музея, и за это его никто из вышестоящих руководителей не призывает к ответу, то мне становится страшно за будущее нашего государства, в котором стоящему у власти дозволено так цинично разрушать культуру собственной страны.

К счастью, в Министерстве юстиции Российской Федерации работают порядочные чиновники, которые не пошли на поводу у г-на Аристархова и серьезно отнеслись к изучению представленных МЦР документов о его деятельности за последние три года. Поэтому и в заключении о проведенной проверке Минюст подтвердил, что деятельность МЦР соответствует целям и задачам, заявленным в Уставе. Только один этот факт уже дает основание утверждать, что пока еще не все так трагично, и наша страна может еще выйти из коррупционного кризиса зарвавшихся чиновников.

Нетрудно представить, как расстроила эта новость руководство Минкульта, которое и без того было сильно разочаровано результатами проверок контрольных и надзорных органов, проведенных по инициативе В.В. Аристархова. Оказалось, что г-на замминистра, в частности, очень интересовали задержки с выплатами заработной платы сотрудникам МЦР, и он наслал на нас Государственную инспекцию труда по г. Москве и Следственный Комитет РФ. Могу только поблагодарить его за такое внимание и сообщаю, что на настоящий момент задолженность полностью погашена при активной поддержке общественности, что, видимо, не учел г-н Аристархов. Он также заинтересовался и противопожарными баллонами, установленными в Музее, полагая, что они взрывоопасны и могут принести ущерб объекту культурного наследия. Благодаря такой обеспокоенности Ростехнадзор убедился, что в МЦР установлена одна из лучших противопожарных систем, разработанная специально для музеев. По требованию первого заместителя министра заинтересовались МЦР и в Пробирной палате, и в налоговой инспекции, и даже заместителя министра МВД г-н Аристархов побеспокоил срочной (sic!) Правительственной телеграммой, в которой просил провести внезапную проверку МЦР, так как, по его данным, там незаконно проживают граждане Украины. И так далее, и тому подобное. Представьте себе – с мая 2015 г. по июль 2016 г. МЦР подвергся по требованию Аристархова 20 внезапным проверкам. И это при том, что наша общественная организация не подчинена Министерству культуры.

В ответ на многочисленные обращения в защиту общественного Музея, направленные во все органы власти с целью остановить беспредел руководства Минкульта в отношении МЦР, продолжают поступать отписки от тех чиновников министерства, на действия которых направлены жалобы. На депутатские запросы в надзорные органы о необходимости проведения проверок по многочисленным фактам превышения полномочий первым заместителем министра В.В. Аристарховым и проведении рейдерского захвата усадьбы Лопухиных также идут отписки. Все это дает возможность руководству Минкульта продолжать издеваться над общественной организацией, которая столько сделала для сохранения культурного наследия России и поднятия ее международного престижа как великой державы культуры.

Думаю, что результаты проверки Минюста России огорчили В.Р. Мединского и В.В. Аристархова. Но они оказались опытными «специалистами» и так просто сдаваться не собираются. Произошел новый вброс дезинформации – разумеется, с целью инициации новых проверок.

Через несколько дней после приезда В.Р. Мединского в Республику Крым министр культуры республики А.В. Новосельская делает в медиапространстве, в виде обращения к своему шефу, с которым только что рассталась, сенсационное заявление о необходимости Минюсту России проверить работу МЦР, «пропагандирующего на территории полуострова среди детей и подростков религиозно-философское учение "Агни-йога"» [1]. В том, что это явная фальшивка, сомневаться не приходится. По сообщению удивленного и возмущенного директора лагеря В. Субботы, «там не только про Рериха рассказывали, но и про других художников, была выставка картин… О философии Рериха вообще ничего не звучало, была информация о биографии художника, о самих картинах, слов "Агни-Йоги" вообще никто не произносил… Какая это экстремистская деятельность? Мне даже смешно об этом говорить» [2].

Было бы действительно смешно, если бы такое повальное невежество не поразило руководящий состав Министерства культуры. По логике г-жи Новосельской, следует признать все творчество Николая Рериха, в том числе и Пакт Рериха, экстремизмом и орудием экстремизма, так как именно философия Живой Этики (или Агни Йоги) вдохновила великого художника на создание великолепных полотен, интенсивную научную и культурную деятельность, а также инициацию международного общественного движения, направленного на защиту мировых объектов культуры и увенчавшегося подписанием международного договора. Мы ранее неоднократно слышали от радикальных представителей РПЦ, что отличительный флаг Пакта Рериха является сатанинским символом, даже несмотря на то, что данный символ триединства прошел через всю историю человечества и присутствует на множестве объектов культуры прошлого, дошедших до нашего времени, в том числе и на объектах различных религий мира. Экстремизм, сатанизм, оккультизм… Видимо, мы имеем дело с крайней степенью невежества, граничащей с маниакальными проявлениями. Именно такие невежды в средние века поджигали костры инквизиции. Теперь, правда, на кострах не сжигают, но желание расправиться с неугодными никуда не делось и реализуется другими способами.

Не осталось в стороне и руководство Государственного музея Востока – учреждения, которое на протяжении длительного времени делает все, чтобы выселить МЦР из усадьбы Лопухиных. Его директор А.В. Седов на следующий день после заявления министра культуры Крыма также обратился к своему начальству с просьбой проверить МЦР на предмет экстремизма [3]. И теперь Минкульт «вынужден» инициировать еще одну проверку МЦР, но на этот раз при помощи Генеральной прокуратуры, так как Мединский и Аристархов, видите ли, не доверяют Минюсту России.

21 июля В. Соловьев в своей передаче «Полный контакт» на радиостанции «Вести FM» позволяет себе, совместно с приглашенным в эфир заместителем директора Государственного музея Востока (ГМВ) Т.К. Мкртычевым, издеваться над МЦР, его культурной деятельностью и даже над буддизмом, теряя при этом, возможно, последние остатки своей совести и чести.

Господа, а не слишком ли вы все далеко зашли?

И не имеют ли ваши действия свои причины?

Располагая достаточным количеством неопровержимых фактов, со всей ответственностью заявляю, что одна из основных причин этой длительной озверелой атаки на нашу организацию скрывается в самом Министерстве культуры, а точнее в Государственном музее Востока. И причина эта – хищение значительной части картин Рерихов из коллекции С.Н. Рериха, находящейся в ГМВ, которую, по требованию ее владельца, временный хранитель – Минкульт – отказался передать в МЦР. Впервые отсутствие шести картин бывшее руководство Министерства культуры признало в 2012 г., но не успело провести расследование этого вопроса совместно с МЦР в связи с уходом министра культуры А.А. Авдеева [4]. С приходом нового министра его команда сразу же взяла курс на полную ликвидацию нашей общественной организации, которая постоянно требовала провести проверку хищения картин из государственного музея и возбудить по данному факту уголовное дело. Руководство Минкульта решило, что после уничтожения МЦР некому больше будет призывать их к ответу за совершенные преступления, связанные с хищением наследия Рерихов из квартиры Юрия Рериха на Ленинском проспекте в Москве и из Государственного музея Востока.

Прикрыться имеющимися в распоряжении ГМВ актами проверок, проведенных Счетной Палатой РФ и Росохранкультурой, не получится, так как эти проверки не касались сверки существующего состава коллекции с тем, который был передан в 1978 г. С.Н. Рерихом, ее собственником, на временное хранение Министерству культуры СССР для проведения передвижных выставок. Картины проверялись исключительно на предмет их соответствия спискам, составленным в ГМВ, которые, без ведома владельца коллекции, несколько раз менялись. В результате этих манипуляций  из первоначального состава коллекции, которая, по решению С.Н. Рериха, должна была остаться в России, исчезло 6 картин, а размеры других полотен в списках претерпели значительные изменения, вплоть до 100 см.

Поэтому я обвиняю министра культуры В.Р. Мединского, его первого заместителя В.В. Аристархова, директора Государственного музея Востока А.В. Седова, его заместителя Т.К. Мкртычева (имеются и другие фигуранты этого дела) в сокрытии фактов хищения картин Рерихов из Государственного музея Востока. Именно с этой целью ими инициирована клеветническая кампания против МЦР, направленная на дискредитацию и разрушение нашей организации.

В заключение хочу еще раз напомнить пророческие слова Николая Рериха: «Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах» [5].

 


[1] Минкультуры Крыма обвинило центр Рерихов в пропаганде оккультизма // LIFE#Культура. 2016. 19 июля. Режим доступа: https://life.ru/t/культура/879565/minkultury_kryma_obvinilo_tsientr_rierikhov_v_propaghandie_okkultizma.

[2]Новости Крыма. 19.07.2016

[3] См.: Минкультуры попросит Генпрокуратуру проверить Международный центр Рерихов//РИА НОВОСТИ. 2016. 20 июля. Режим доступа: http://ria.ru/culture/20160720/1472400600.html.

[4]Историко-юридическая справка Министерства культуры РФ от 09.04.2012 г. «О коллекции С.Н. Рериха».

[5]Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР, 1999. Т. 3. С. 52.