Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского,

исторический факультет. Рериховские Чтения: «Космизм и современность»

16 декабря 2011 года

Космическое мироощущение в музыке

Автор: Волкова Елена Александровна.

Преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 222
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
г. Заречный Пензенской области.

 

В современном мире всё ярче проявляет себя космическое мировоззрение. Это значит, что человек на новом уровне осознает значение мира, Космоса, себя в этом мире и эволюционном процессе. Космическое мироощущение меняет взгляды на образование, в том числе и музыкальное. Формируя космическое сознание, педагоги развивают у ребенка новую систему ценностей – духовных. Эта система ценностей основана на понимании Универсальных Законов Жизни – Законов Мироздания, определяющих эволюцию каждого человека и человечества в целом. Учение Живой Этики даёт знания о предназначении музыки в космическом мироустройстве и подход в её изучении. Сложность понимания и восприятия этих вопросов может быть связана с многомерностью и многоплановостью проявления музыки, как связующего элемента между мирами различных состояний материи, взаимодействующих друг с другом.

В вопросе о взаимодействии человека с музыкой с позиции Живой Этики рассмотрим три основных категории: слушатели, исполнители и композиторы. Если соединить воедино эти грани – можно получить представление о музыке, как об одном из путей, помогающих человечеству в познании общих законов Вселенной. В преподавании музыки учителя встречаются с этими же категориями.

Рассмотрим категорию «слушатель». Каждый из нас, прежде всего, является слушателем. Ещё Д.Б. Кабалевский писал, что только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся слышать её и размышлять о ней. Только при осознанном восприятии музыки активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Поэтому первая задача учителя – воспитание слушателя.

В моей практике уже с первых уроков мы с учащимися (6-7 лет) обязательно слушаем классические, народные музыкальные произведения, обсуждаем характер музыки, её настроение. Дети учатся анализировать и рассказывать о чувствах и образах в услышанной музыке. Музыкальное произведение представляет панораму эмоций, страстей, переживаний, знакомит с ними, заставляя учащихся прожить, испытать на себе их силу. Анализ темпа, динамики, ритма, мелодии помогает детям лучше понять музыкальный язык. Таким образом, происходит накопление опыта осознанного слушания музыки, ухо привыкает слышать гармоничные созвучия.

С детьми постарше мы беседуем о том, какое влияние оказывает музыка на человека. Учащиеся сами находят материал на эту тему, а на уроках мы его анализируем и обсуждаем. Так дети узнают, что вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную» энергию, и она воздействует на ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на людей. Причина подобных явлений – в действии Закона созвучия.

Именно этот закон лежит в основе механизма преображения сознания. Опыт осознанного слушания лучших образцов мировой музыки, помогает учащимся лучше понимать язык музыки и ориентироваться в современном музыкальном пространстве.

Параллельно с воспитанием слушателей в музыкальных школах воспитывают музыкантов – исполнителей. И здесь очень важно, чтобы в пении или игре на инструменте не стало целью только развитие технических навыков исполнения. Известны многие примеры, когда музыкант-виртуоз «блистает» техническими данными, но не вызывает внутреннего, душевного отклика у слушателей. Е.И. Рерих говорила о таком исполнении: «Звук пустой, как медь звенящая». (1, 50)

Учитель может рассказать и показать ученику, что именно исполнитель издает при пении голосом или пальцами при игре на инструменте целительные или, напротив, приносящие хаос звуки. Недаром во многих народных традициях при ритуальном пении или игре к делу допускались только чистые, честные, ведущие «правильную жизнь» люди. Свою задачу как учитель я вижу в том, чтобы раскрыть именно эту сторону звука, приучить детей к стремлению красиво и осознанно пропевать даже гаммы и упражнения.

Отдельно мне хотелось бы поговорить о ритмической стороне музыки. Именно ритм оказывает сильнейшее воздействие на человека, а потом уже мелодия. Занятия с детьми 6-7 лет начинаются с простых ритмических игр. Затем игры усложняются. В своей педагогической практике я не встречала учеников, которым не нравились эти упражнения, особенно, если они сопровождаются шумовыми инструментами (ложки, бубны, тарелками). «Ритм есть породитель сотрудничества, – говорится в одной из книг Живой Этики, вероятно, дети интуитивно чувствуют это – От глубокой древности люди уже понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений... Они уже знали, что ритм зажигал общие огни, помогал избегать раздражение и разъединение. Он утверждал одинаковое устремление, потому музыка перед общей работой есть знак единения».

Практически в каждой книге Учения раскрывается определенная грань понятия «ритма», ему дается иное, отличающееся от общепринятого в музыкальном мире, значение. Так, «многие ограничивают понятие ритма. По их мнению, ритм выражается в музыке, пении, танцах и поэзии, но они забывают главный ритм, разлитый во всей Вселенной и напитывающий всю жизнь». (2, с.631) «Главный ритм» – есть ритм Космического Магнита, который определяет все течение космической эволюции…». (3, 122) Знания об этой стороне ритма помогут учащимся понять то, о чём ещё в 30 годы писала Е.И. Рерих в письмах: «Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв <...>. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение. Так лишь огненное сознание подскажет утонченность ритма».(4, 17)

Завершая разговор об исполнителях, хотелось бы добавить, что умение осознанно слушать и исполнять тесно взаимосвязаны. Поэтому, хороший исполнитель прежде всего тот, кто чувствует и понимает язык музыки.

Рассмотрим следующую категорию – композиторы. По-новому «Живая Этика» рассматривает истоки творчества и сам творческий процесс. Обладая по природе своей способностью запоминать услышанное в тонких сферах, композиторы являются проводниками энергетических потоков из более высоких планов бытия, преобразуя эти потоки в земные звуки имеющимися музыкальными средствами. Конечно, это композиторы нового «вида мышления» (5, с.58), нового сознания, обладающие развитой психической энергией, которая «открывает внутренний слух» (6, 495) говорится в книгах живой этики. Из истории музыкальной культуры нам известны композиторы, задачей которых было средствами музыки содействовать человечеству в его эволюционном развитии: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, Р. Вагнер, М. Чюрленис, А. Скрябин, С. Рахманинов…

В Учении о таких композиторах говорится: «Не раз уже приходили послы звуков, но мало удавалось запечатлеть слышанное ими в тонких сферах». (7, 608)

Среди причин такого явления можно выделить условия эпохи, в которой творили композиторы, социальную среду, в которой они жили. И, пожалуй, главное – отсутствие соответствующих музыкальных инструментов для передачи услышанного из миров высших в мир земной, потому что пока «нет таких инструментов на Земле, чтобы выразить все величие Зовов Пространства». (7, 608)

На уроках музыкальной литературы в 6-8 классах мы с детьми размышляем о становлении личности выдающихся композиторов, пытаемся осмыслить эволюционное значение их творчества. На уроках сольфеджио выполняем творческие задания, импровизируем, сочиняем и вместе размышляем о том, что такое творчество, зачем люди занимаются творчеством? В этом вопросе важно подвести учащихся к мысли, что зёрна творчества изначально заложены в каждом человеке. С помощью учителя – вдохновителя, в труде и устремлении самого человека, эти зёрна прорастают. Биографии известных композиторов, выдающихся деятелей науки и искусства дают примеры такого трудолюбия, воли, целеустремлённости.

И в размышлениях о воспитании слушателя, исполнителя и композитора мы приходим к вопросу о роли учителя в этом процессе. Именно учитель служит импульсом к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию ученика. Учитель с космическим мировоззрением подходит к процессу воспитания осознанно и помогает детям научиться осознанно воспринимать Музыку, Космос, Мир и себя в этом мире.

Космическое мировоззрение только входит в нашу жизнь. В будущем среди возможностей освоения иных миров будет способность к восприятию пространственных звучаний, включая и «музыку сфер». Это будет возможно при условии утончения человеком своего сознания, осознания себя участником космических процессов. И в этом процессе роль музыки будет ведущей.

Закончить своё выступление мне хочется словами Елены Ивановны Рерих, которая призывала сотрудников к осознанному восприятию искусства и, в частности, музыки. Обращаясь к ним, она писала: «Вы, мои друзья, прикоснувшиеся к искусству, к творчеству, умейте пользоваться этими дарами как конденсацией ваших сил, ибо звук и цвет, мысль и ритм – основы мироздания и нашего существования. Звук и цвет, знание и творчество есть чаша Амриты, чаша Бессмертия!» (8).

 

Список литературы:

  1. Учение Живой Этики. АУМ.
  2. Учение Живой Этики. Надземное.
  3. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания./ «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». Материалы Международной научно-общественной конференции. Т.1, МЦР. Мастер-Банк, М. 2004.
  4. Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч.2.
  5. Рерих Е.И. Письма в Америку, т.3. Москва, «Сфера». 1996.
  6. Учение Живой Этики. АУМ.
  7. Учение Живой Этики. Надземное.
  8. Рерих Е.И. Письма в Америку, т.3. Москва, «Сфера». 1996.

 

Фильм на ТРК Заречный к 135-летию Н.К.Рериха
film-NKR
 
Передача на ТРК Заречный о семье  Рерихов
film-Roerich-Family
 
Взгляд в будущее.
Школа № 222 г. Заречного
Пензенской области.