О «трудах» работников культуры

Культура труда – насущнейшая задача человечества.

Грани Агни Йоги, IV, 401

При просмотре видеофрагмента об открытии в Брюсселе мультимедийной выставки «Николай Рерих. Держава Света», подготовленной Министерством культуры РФ, испытываешь чувство стыда за свое Отечество.

Сколько прекрасных творческих шедевров дала миру наша Родина! Среди них – уникальные картины Н.К.Рериха, отражающие его философские гуманистические идеи. И по этим бесценным шедеврам «прошлись ножницами» государственные работники культуры – словно разрезали светоносную ткань Культуры. Во имя чего они трудились, и можно ли такой труд считать созидательным творчеством?

В одном из своих мудрых очерков «Культура – почитание Света» Н.К.Рерих писал, что «труд работников Культуры подобен работе врача», что «он работает над оздоровлением всей жизни», что он всегда «зорок на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту». Для самого Николая Константиновича такой труд был праздником, и «звать на праздник этот – значит, лишь напомнить о нескончаемом труде и о радости ответственности, как о достоинстве человеческом». Еще в одном очерке «Адамант» Н.К.Рерих пишет, что «творчество – это чистая молитва духа».

Как же измельчали духом создатели мультимедийной выставки «Николай Рерих. Держава Света», искажающие светоносную глубинную мысль великого русского художника и философа. А ведь по их профессиональному «видеотворению» будут оценивать уровень отечественной культуры!

Казалось бы, работники культуры в первую очередь должны были услышать заветы, оставленные в литературных трудах Водителем Культуры всего человечества, как называли Н.К.Рериха его современники. «Велико несчастье прикасаться к работе без любви к ней…» («Прекрасное»). «Вы не можете творить без вашего внутреннего осознания формы синтеза. Ведь все имеет назначение и достижение. Но помните только одно, что это назначение должно быть прекрасно» («Творящая мысль»). «Также невозможно профанировать и то великое понятие, которое должно улучшить и обновить сумерки современного существования» («Культура-победительница»). «И с особой заботливостью и нежностью мы должны произносить имена, проводящие в жизнь то, чем мы гордимся по праву» («Адамант»).

Россия по праву может гордиться славными именами Рерихов, их «Державой Света», объединившей и художественную, и научную, и философскую мысль, и миротворческие действия во имя Общего Блага. Гордиться и достойно, без искажения, представлять творчество Н.К.Рериха в других странах. Критерием ценности труда во все времена была его светоносность. «Ничтожен труд по своей внутренней значимости и светимости, если творится он только ради своего малого я и малых его интересов» («Грани Агни Йоги», IV, 401).

Об открытии виртуальной выставки картин Н.К.Рериха, как о важном культурном достижении, заместитель директора по научной работе Государственного музея Востока Т.К.Мкртычев сообщает и в интервью, опубликованном 27.01.2016г. в «Российской газете». Он является куратором этой выставки и не скрывает цели исследований наследия Н.К.Рериха, пытаясь отделить мировоззренческие идеи Учения Живой Этики от художественного творчества великого Мастера. Такое разделение носит разрушительный характер, так как этико-философские идеи Учения пронизывали всю творческую жизнь Николая Константиновича.

Кроме того, в интервью умаляется имя исследователя творческого наследия семьи Рерихов Л.В.Шапошниковой, а также роль общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР, основанного С.Н.Рерихом и созданного Людмилой Васильевной.

Труднейшее испытание восприятием Культуры продолжается. Размышляя в очерке «Пути Благословения» о признаках синтеза, о «суматохе распятия красоты», о тех, кто «разрубили единое древо», Н.К.Рерих пишет: «Они забыли то, что звучит в каждом атоме звездного неба, перед чем их слепые теории кажутся жалкими заплатами. Они забыли о гармонии. Они не хотели знать, что близится время гармонизации центров. Они забыли, что таинственная прелесть искусства – его убедительность, кроется в путях его возникновения. Откуда придет, на том языке и говорить будет. В таинственных обобщающих путях искусства есть тот международный язык, который свяжет все человечество».

Вместе с Николаем Константиновичем будем верить, что Россия выдержит испытание восприятием Культуры, а чиновники государственных учреждений культуры, вняв гласу общественности, перестанут предлагать миру и своим соотечественникам выставки о творчестве Н.К.Рериха, подобные мультимедийному проекту в Брюсселе.

«Радость труда, радость творчества для совершенствования и истинного украшения жизни должна одержать победу» (Н.К.Рерих. «Сотруднику»).

О. Слепова,
Рериховское общество г. Заречного Пензенской области.