О.В. Слепова

Презентация журнала «Культура и время»

(на городской конференции «Человек в пространстве Культуры» и на встрече с Пензенской культурной общественностью)

Красота – это сердце Культуры. Именно поэтому пророческая фраза Ф.М.Достоевского «Красота спасет мир» стала девизом и путеводной звездой общественно-научного и художественного журнала «Культура и время».

Его первый номер был выпущен в 2001году. Учредитель и издатель журнала – Международный Центр – Музей имени Н.К.Рериха.

Главный редактор – Л.В.Шапошникова, генеральный директор Музея, академик РАЕН и РАКЦ, засл. деятель искусств РФ.

В редколлегию входят: Ш.А.Амонашвили, академик РАО, основоположник гуманной педагогики; Ю.М.Воронцов, президент Международного Центра – Музея имени Н.К.Рериха, заместитель Генерального секретаря ООН, Чрезвычайный и Полномочный посол России, и другие известные в нашей стране люди.

Журнал создан в очень трудное и противоречивое время, на стыке двух тысячелетий. Значение культуры все еще не понимается; в пространство России продолжает вторгаться массовая западная культура; предпринимаются действия, наносящие значительный урон культурному достоянию нашей страны. И назначение журнала виделось в противостоянии подобным обстоятельствам, в напоминании широкому кругу читателей о той истинной культуре, которая составляет основу нашей духовной эволюции, нашего совершенствования и нашего продвижения к высотам обновленного сознания.

Все члены семьи Рерихов были одними из немногих в 20 веке, кто понимал смысл истинной Культуры и ее космическую роль в человеческой эволюции. Многие годы не замечалась, и как бы даже отсекалась, духовная суть деяний Рерихов, их непосредственное отношение к новой системе познания, представленной философско-этическим учением «Живая Этика». Система была оформлена в книги Еленой Ивановной, а Николай Константинович воплотил эволюционно-космические идеи этого учения в прекрасные художественные полотна и в научно-литературные очерки. Журнал дает возможность познакомиться с их философско-художественным наследием, которое богато, разнообразно, неповторимо и базируется на огромном интеллектуальном слое европейской, русской и восточной культур.

Следуя их идеям, журнал знакомит читателей с самыми разнообразными материалами о новых достижениях науки и культуры, о творчестве выдающихся художников, мыслителей, ученых, об уникальных художественных выставках, о культурных традициях стран Запада и Востока.

Журнал эстетичен, с качественной полиграфией и с большим количеством превосходных цветных иллюстраций. Но главное же, конечно, это – его содержание. Он включает в себя несколько постоянных рубрик.

Рубрики «Горизонты культуры», «Творцы и мыслители», «Наследие» и другие знакомят нас с философскими воззрениями Великих личностей, внесших свою лепту в формирование нового космического мироощущения: В.Соловьева, Циолковского, Вернадского, Скрябина, Чижевского, Флоренского, Чюрлениса… Они несли в себе синтез философии, науки, искусства. Мысль их опережала современников, их духовный мир вырывался за пределы принятых догм и парадигм.

Многие ли знают о «Философских тетрадях» Циолковского, опубликованных в 20-30-е годы? В них он размышляет о великих проблемах человечества 20-го века, о том, что жизнь космоса мудра, совершенна и красива. А планета Земля, не более, чем песчинка беспредельных мировых пустынь, блуждает в одиночестве этого мира только до тех пор, пока жители ее ведут себя неразумно… «Человечество, – писал К.Э.Циолковский, – не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около-солнечное пространство».

А.Л.Чижевский известен, в основном, как ученый. А он был еще прекрасным художником и поэтом.

«Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен…»
 

А эти строки, посвященные Плинию Старшему, можно отнести и к судьбе их автора:

«Ты устоял пред бредом бездны черной,
Глядел в нее, не отвернув лица:
Познанья Гений – истинный ученый
Был на посту до смертного конца».

В 30-е годы за нетрадиционный взгляд на социально-исторические процессы А.Л.Чижевский долгие годы провел в заключении, совершив невероятный подвиг: в одном из самых страшных сталинских лагерей – ГУЛАГе – им было сделано несколько научных открытий. Там он ежедневно брал у самого себя кровь на пробы, при общем недоедании! А когда кончился лагерный срок, упросил оставить его еще на месяц! Это просто потрясающе! Сейчас идеологические запреты сняты, но свое дело они сделали. Осталась надежда, что «концепция космических факторов исторического процесса» Чижевского поможет человечеству и нашей Родине найти выход из тупика, в котором оказалась современная цивилизация.

Флоренского часто называют русским Леонардо да Винчи. Трудно перечислить все отрасли деятельности, в развитие которых он внес свой вклад. «Он сделал открытия и получил результаты, важность которых была оценена только недавно (например, в кибернетике, физике античастиц, семиотике)» – пишет о Флоренском его внук, профессор П.В.Флоренский.

Интересна переписка студента Павла Флоренского с родителями и близкими во время учебы в Московском университете и в Духовной академии. В ней отразилось формирование личности о.Павла, его поиск пути к всеобщему мировоззрению, которое объединило бы и церковность, и светские науки. Письма эти публикуются впервые.

До самого последнего времени оставались для нас неизвестными миры мыслителя широкого профиля В.И.Вернадского. В публикуемых параграфах рабочих материалов ученого раскрывается его свежая мысль, позволяющая понять его внутреннюю логику, не обремененную внешними условностями.

«Дорос ли человек до понимания своей роли в биосфере?» – ставил он вопрос в начале 20 века. Мысль его постоянно возвращалась к понятию «сознание». «Сознание человечества становится той силой, тем фактором, который мы должны принимать во внимание, когда изучаем великий природный процесс, как должны принимать во внимание материальную среду, в которой идет этот процесс…».

В.И.Вернадский сознавал, что царство его идей впереди. Предстоит трудная работа научного и культурологического освоения наследия великих мыслителей.

Журнал возвращает из забвения их идеи и озарения. Он дает возможность встретиться как с их непосредственными работами, письмами, размышлениями, так и с воспоминаниями, очерками и статьями о них.

Для меня стал открытием дневник известного русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. В своих размышлениях врач пришел к идее существования в Космосе или Вселенной высшего начала сознания и мысли, идее, которая будет занимать умы философов, ученых и художников, и которая потом станет одной из основных в Новом Космическом мышлении.

«Если нам суждено в наших мировоззрениях подвергаться иллюзиям, то моя иллюзия, по крайней мере, утешительна, – писал Пирогов. – Она мне представляет вселенную разумной и деятельность в ней сил целесообразной и осмысленной, а мое я – не продуктом химических и гистологических элементов, а олицетворением общего, вселенского разума, но не стесненным нашей человечески сознательной индивидуальностью». «Мне кажется, что в моем понятии жизненное начало ни с чем не может быть так сравнено, как со светом…»

Пирогов был предшественником великого Циолковского и имел мужество посмотреть истине в лицо, о чем свидетельствует его уникальный дневник.

О семье Жолио-Кюри мы знаем как о крупнейших ученых 20 века, посвятивших свою жизнь исследованию ядерной энергии. А они были также неутомимыми борцами за мир, возглавляя Всемирный совет мира, так как понимали двойственный характер науки, в зависимости от того, какое ей дают применение в обществе.

«У народов земного шара, – писала Ирен Кюри, – нет иного будущего, как жить в условиях мира, настоящего мира, без всякой гонки вооружений». «Культурные связи являются элементом мира, вне зависимости от того, касаются ли они научных вопросов или других сторон человеческой деятельности».

Подписчики журнала могут отметить, что он постоянно обновляется. Одна из новых рубрик – «Грани космического мировоззрения», которая появилась с момента проведения в Центре-Музее имени Н.К.Рериха международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление 21 века». Ее результатом стало создание на базе Музея Объединенного научного центра проблем космического мышления. В его работе принимают участие такие научные организации, как РАН, РАЕН, РАО, РАКЦ.

Журнал дает подробный обзор выступлений, круглых столов, встреч, материалов, размышлений о новой эпохе.

Об обмене опытом учителей на «Педагогических чтениях», проводимых под руководством академика Ш.А.Амонашвили, знакомит читателя рубрика «Новый человек».

В этом разделе представлены и творческие работы детей.

Рубрики «Альбом», «Красота спасет мир» посвящены преобразующей силе Красоты – Красоты Надземного Мира, которая открывается в картинах как известных мастеров, так и в работах наших современников.

Очерки о художниках – участниках выставок, проходивших в Музее имени Н.К.Рериха, – это праздник творчества для читателя, восхищение от воспроизведенных в журнале репродукций их картин, от светящихся красок неземных миров земных художников, от ищущей и пульсирующей мысли, прокладывающей мост в будущее.

Читая в журнале чистые, искренние поэтические строчки, ощущаешь сокровенную суть поэзии, ее высокое звучание, несущее из мира Горнего в мир дольний ноту, на которую отзывается каждое человеческое сердце.

Вот одно из них – стихотворение Т. Книжник:

«И вроде путь извилистей и круче,
Но ноша почему-то так легка,
Когда пленен гармонией созвучий
Иль магией волшебного стиха.
Нам небо отвечает на молитвы
И исцеляет души и сердца,
Когда среди земной жестокой битвы
Коснется луч Прекрасного Венца.
Изящество стремительных движений,
Изгибы форм, ласкающие взор,
Алхимия мгновенных озарений
И слов простых загадочный узор,
Могущество невиданных соцветий
И чей-то лик, взирающий с холста,
Нам говорят одно: на этом свете
Есть Бог. И это – Красота».

«…Красота спирального напряжения будет заложена во всем творчестве». В таких цитатах из Учения Живой Этики говорится об огромном значении Спирали как в строении всеобщей жизни во Вселенной, так и в духовном развитии человека и человечества. В журнале дается подтверждение этих идей в природе на фотоснимках, выполненных немецкой художницей Лорой Зайлер. Это и цветы, и деревья, и шишки, и русла рек, и волны морей.

Автор размышляет: «Тысячеликие формы все новых проявлений спиральных образований в видимой и скрытой природе указывают нам на четкую закономерность. Отсюда можно заключить, что возникновение нашего мира не есть результат случайности, но за его строением и развитием всей жизни лежит чрезвычайно многогранное закономерное проявление Идеи. Для ищущего и пытливого человека свойства логарифмической спирали открывают вдохновенный путь к познанию величайших тайн и мудрости жизни. Эволюция спирали жизни стоит на божественном пороге нового неизведанного этапа своего развития».

С сокровищами музеев нашей страны, являющихся опорой культуры в каждом городе, знакомит рубрика «Музейон».

Домом Муз с полным правом можно назвать и общественный музей имени Н.К.Рериха в Москве, который является учредителем и издателем журнала. Благодаря неустанному труду его сотрудников, выполняющих волю его основателя С.Н.Рериха, музей превратился в крупный международный культурно-просветительский и научный центр.

Перед зданием Музея находится Мемориал Е.И. и Н.К.Рерихов. Скульптурная композиция была создана в Пензе. Ее автор – пензенский скульптор Сергей Манцеров. А сам памятник был отлит на заводе «Химмаш».

В Музее ежегодно проводятся международные научно-общественные конференции, организуются передвижные выставки в разных городах России и СНГ, в музейных залах читаются лекции, еженедельно проводятся концерты классической и современной музыки, выставки, вечера, посвященные выдающимся деятелям науки и культуры. На базе Музея функционирует «Оптический театр» – динамическое искусство музыкальной светоживописи, работает Объединенный научный центр проблем космического мышления, центр «Гуманной педагогики».

Страницы журнала дают возможность познакомиться с насыщенной событиями жизнью Музея.

За 15 лет служения Культуре было выпущено свыше 100 наименований книг и альбомов. И среди этих прекрасных изданий достойное место занимает журнал «Культура и время».