Июнь 28 2020

Н.К.РЕРИХ – УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ

 

   В поисках ответа на свои вопросы о смысле жизни, о своем предназначении человек обращается к Великим людям, оставившим яркий след в истории человечества. Один из плеяды Великих мыслителей – выдающийся русский художник, философ и общественный деятель Н.К.Рерих, известный во всем мире как Водитель Культуры. Его жизнь, творчество являют собой образцы – уроки жизни, и его младший сын С.Н.Рерих по праву считал Николая Константиновича Учителем жизни. Давайте обратимся к урокам Н.К.Рериха.

        Урок бережного отношения к Старине.

Как ученый – археолог, Н.К.Рерих понимал значение в жизни древних ценностей – свидетелей истории и культуры народов. Образы русской Старины, питающие духовный мир человека, запечатлены им на его многочисленных этюдах, в очерках и статьях. Он один из первых заговорил о необходимости охранения святынь народных. Вместе с Еленой Ивановной во время их паломничества по древним русским городам они спешили увековечить каменную гармонию архитектурных форм, запечатлеть «чудесные обломки для будущих зданий жизни». Некоторые из сохранившихся этюдов, картин Николая Константиновича и фотографий Елены Ивановны стали теперь единственным источником исторического воспроизведения былых памятников зодчества. «Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею!», – восхищённо писал Н.К.Рерих  [1].

Его мысль простиралась за пределы родной страны. Н.К.Рерих изобразил и описал обширный горный мир, от Алтая до Гима­лаев. История Индии, ее красота зазвучали в его картинах и литературных трудах. С какой любовью он писал о Древней Кулуте – священной серебряной долине, с которой были связаны последние двадцать лет его жизни!

Глубоко проникая в русскую культуру, в культуру Азии, Н.К.Рерих все больше убеждался в том, что в глубокой древности существовал общий источник, сформировавший славянскую и индийскую культуры. В путевых дневниках Н.К.Рерих приводит немало фактов, подтверждающих это единство: в монастыре Пемайанцзе в Сиккиме он увидел резьбу наличников как в русских избах, дверки как в древних деревянных храмах России. «Сундук, караул, самовар, чай, …и много других слов странно и четко звучат в кашмирской речи. И плетеные лапти напоминают о других, северных путях», - пишет Н.К.Рерих [2].

Вспоминает он «Великого Кришну, благого пастуха», и сравнивает «с древним образом славянского Леля, тоже пастуха, сходного во всем с индусским прототипом» [3].

Фигурки животных на углах храма Трипурасундарам напоминают ему те, которые были найдены в алтайских курганах, и те, что глядели со стен романских соборов Европы.

Мы, в нашем пензенском крае, также задумались, почему у нас одно из сёл называется Вьяс, а река - Мокша? И ответ нашли в очерке Н.К.Рериха «Русь – Индия»: «В Астрахани и в Поволжье жили индусы» [4].

Размышляя о подвижности древних народов, о существовании в далеком прошлом их культурного единства, Н.К.Рерих делает вывод: ведь если единство существовало в прошлом, значит, оно возможно и в будущем? Пусть же будет услышан наказ Н.К.Рериха о сохранении старины: «…человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем» [5].

          Урок любви, пример гармоничной семьи.

Общность взглядов, глубокие взаимные чувства сделали союз Николая Константиновича и Елены Ивановны необычайно прочным, гармоничным. О своей жене, другине, спутнице, вдохновительнице Н.К.Рерих писал: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское» [6].

Период пребывания Н.К.Рериха в Наггаре был насыщенным и в художественном, и в литературном творчестве. Рядом с Великим мудрецом была всегда его жена, Ведущая во всех отношениях, и картина с таким названием посвящена Елене Ивановне - выдающемуся философу и писателю. Елена Ивановна вела очень большую переписку, записи Учения Живой Этики, занималась переводами, собирала древние и современные исследования по Востоку. С гор Гималайских летели сердечные послания женщинам - о Новой Эпохе сотрудничества, о значении Женского Начала, о прекрасной Матери Мира – священном понятии всех веков и народов.

С.Н.Рерих говорил о своих родителях: «Мой отец и моя мать были наделены несравненной гармонией двух понимающих друг друга людей, которые имели высокие идеалы в жизни. С большим трудом можно найти примеры, когда великий художник оказывается еще более великим человеком. Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери» [7].                  

Николай Константинович и Елена Ивановна воспитали прекрасных сыновей. Юрий Николаевич – ученый-востоковед с мировым именем, историк, этнограф, лингвист. Святослав Николаевич – также всемирно известный художник, педагог, просветитель, ученый-естествоиспытатель. Духовная близость царила в семье. Всех Рерихов объединял интерес к индийской философии. Все четверо посвятили свою жизнь служению Культуре.

   В наше время становится все меньше крепких и дружных семей. А ведь из них складывается устойчивое человеческое общество. Семья Рерихов – это пример семьи будущего, и ее построением можно заниматься сознательно.

            Урок Культуры и ее наиважнейшей грани – Красоты.

   Культура для Н.К.Рериха – это самое высокое, самое чистое и широкое звучание всей человеческой сущности. Он оставил человечеству новое, одухотворенное понимание Культуры. «…Если соберем все определения Культуры, - пишет он, - мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и Красоты» [8].

   Н.К.Рерих считал, что достижения государств создавались Культурой и ее сердцем – Красотой.   Сам Николай Константинович высоко держал Знамя Красоты. Его земные творения были освещены светом иных миров, ибо Красота есть то, в чем себя выражает Высшее в нашем плотном мире. Красота Земли Русской и Индии воспета Н.К.Рерихом в его художественном и литературном творчестве. Индийский писатель Каладас Наг назвал Н.К.Рериха «первым Русским Послом Красоты» [9].

Вестником Красоты называли во всем мире и С.Н.Рериха, который считал, что «Индию красота никогда не покинет» [10]. Индия, словно огромный музей под открытым небом, продолжает сохранять древнейшие культурные традиции: и в религиозных воззрениях, и в народном искусстве, и в разнообразном фольклорном наследии.

   Понимая преображающую силу Красоты, Николай Константинович дополняет мысль Ф.М.Достоевского: «Осознание Красоты спасет мир». «…Если в народе сохраняется идеал Красоты и потребность ее, … тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа» [11]. И современному человеку, как никогда, необходимо вспомнить сейчас Урок Н.К.Рериха – учиться замечать и осознавать Красоту, чтобы потом ее создавать и охранять.

            Урок сохранения культурных ценностей.

   Все, что создано лучшего в искусстве, науке, философских и духовных учениях, должно быть осознано людьми и защищено – считал Н.К.Рерих, так как все это является основой нашей эволюции. Незадолго до Второй мировой войны он разработал Первый Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников как в период военных действий, так и в мирное время, который стал носить его имя – Пакт Рериха. Договор был подписан 15 апреля 1935 года. В 1948 году, после обретения своей независимости, Индия также подписала Пакт Рериха.

Знак, изображенный на многих памятниках культуры различных эпох и регионов земли, Н.К.Рерих предложил для Знамени Мира – Знамени Культуры.

Сформировать подобную идею и, главное – реализовать ее на международном уровне мог только поистине титан, осознавший, что сохранение Культуры – это сохранение жизни на Земле.

   Более 80 лет прошло со дня подписания Пакта Культуры, но с горечью приходится признать, что в мире не стало намного благополучнее, также гибнут памятники культуры и в военных конфликтах и в мирное время. Но «…Разрушено человеческим неведением, восстановлено человеческою надеждою» [12]. Эти слова Н.К.Рериха помогают верить, что усилия всех неравнодушных людей в деле сохранения культурных ценностей были и будут не напрасны. Он писал, что мы сейчас проходим испытание восприятием Культуры, и верил, что человечество выдержит это испытание, защитив основы Культуры – Красоту и Знание.

          Урок любви к Родине, вера в ее прекрасное будущее.

Весь мир был полем деятельности Николая Константиновича. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Но он был русским, и где бы ни был, он всегда нес русское слово и завет о России: «Любите Родину. Любите народ русский. …Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество» [13].

«Если человек любит Родину, он в любом месте Земного шара приложит в действии все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле то, чем полно сердце» [14]. И любовь к России у Н.К.Рериха выражалась в действии. Образы русских святых, храмы, древнюю Русь, просторы родной земли в его картинах увидели в странах Европы, в Америке; его декорациям и костюмам к постановкам русских опер во время «Русских сезонов» Дягилева рукоплескали заграничные театралы; с интересом слушались лекции Н.К.Рериха о русском искусстве. Отрезанный от России, он постоянно откликался статьями на происходящее: и на «доброе строительство» русского народа, на его «жажду знаний», и на разрушение храмов в стране; давал возмущенную отповедь хулителям достижений на Родине. В самые тяжелые, первые годы войны он верил, что Родина одолеет и это испытание. «В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. …Потрясения лишь вздымали народную мощь…» [15]. «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли!» [16]. В дни войны Н.К.Рерих не только писал очерки о славе русского воинства, выступал по радио и создавал картины о защите, обороне Родины («Богатырская серия»), но и устраивал выставки вместе со С.Н.Рерихом, распродавал картины, а средства направлял на танки и самолеты для Красной Армии.  

Н.К.Рерих не менял своего гражданства и всегда мечтал вернуться на Родину. «…Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения» [17]. Он глубоко верил в духовность и нравственную силу русского народа, в будущее России.

«Не чужбиной, а родной сестрой России» стала Индия для Н.К.Рериха. «Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно "Алтай - Гималаи" - два магнита, два равновесия, два устоя» [18].

Ученый-индолог, рериховед Л.В.Шапошникова, развивая эту мысль Н.К.Рериха, считает, что в преддверии нового эволюционного витка планеты формирование нового человечества возможно на основе энергетического поля индийской и русской культур. И важно, что к этому будущему наши страны идут вместе.

Для С.Н.Рериха Индия стала второй Родиной. На его полотнах вспыхнули пламенные краски и красота Индии, ее одухотворенного народа. Святослав Николаевич, также как и его родители, любил Россию и считал ее страной великого будущего.

          Урок о героизме, подвиге.

История любой страны хранит память о своих героях в великолепных народных образах – в живописи, музыке, литературе.

Н.К.Рерих, прекрасно знавший историю России, в своем творчестве обращался к ее героическим истокам. Исторические образы, запечатленные им, звали на подвиг во имя Родины и справедливости: «Святогор», «Поход Игоря», «Настасья Микулична», «Александр Невский» и другие подвижники духа. Богата и индийская земля своими героями: Кришна, Арджуна, Рама, Гаутама Будда, Акбар, Рамакришна, Вивекананда, Махатма Ганди, Неру…

Культурных тружеников страны, «двигающих вперед истинную культуру», Николай Константинович называл также героями [19]. К таким подвижникам Культуры, мыслящим о светлом будущем человечества, принадлежал и сам Н.К.Рерих. Он считал необходимым зажигать «сердца детей свидетельствами о подвигах, …на основании всех исторических примеров указывать, чем именно были преоборены многократно возникающие в истории человечества кризисы».

   Этот его Урок очень актуален, так как для защиты Культуры – основы Жизни - необходимо мужество.

            Урок неустанного труда на Общее благо.

   Н.К.Рерих считал, что сознательный, радостный труд является великим очищающим и возвышающим принципом. Его труды во имя будущего, во имя Общего Блага бесценны: более 7 тысяч картин; 27 томов литературных произведений, археологические коллекции; Пакт Культуры и Знамя Мира; Институт Гималайских исследований «Урусвати».

Он был действительным и почетным членом более 40 культурных и научных организаций в разных странах. О его трудах на необъятном поле Культуры во имя будущего можно сказать его же словами: «…посмотрите, как живут и трудятся истинные труженики. Каждый день, в полном порядке, в полной прилежности и терпении они создают что-то, и создают не для себя, но для чьей-то пользы» [20].

Живым примером труда на Общее Благо был для Н.К.Рериха великий Русский Святой и подвижник Преподобный Сергий Радонежский. В серии картин «Знамена Востока», состоящей из 19 полотен, художник оставил человечеству облики первых «общинников» — Будды, Конфуция, Христа, Сергия Радонежского и других Светочей Мира - подлинных служителей Общего Блага.

   Н.К.Рерих считал необходимым помочь молодому поколению осознать радость такого труда. Сейчас, когда пропагандируется «легкая жизнь», обывательская психология «хорошо поесть и развлечься», это особенно трудно.

И его урок так актуален в современном мире.

   Размышляя в своих работах о будущем, о школах, о почитании учителя, Н.К.Рерих пишет: «…Учитель Тот, Кто открывает, умудряет и ободряет…» [21].

Образ Учителя, уходящий своими корнями в глубокую древность, особо почитается в культуре Индии. В очерке «Учительство» Н.К.Рерих рассказывает историю о маленьком индусе, познавшем учителя, и делает вывод: «Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит мальчик, знающий Учителя» [22].

Учитель, помогающий человеку совершенствоваться, поддерживать связь с Высшим, имеет моральное право учительствовать, если он был и остается настоящим учеником. Ярким тому подтверждением является жизнь Н.К.Рериха и его уроки Любви, Красоты, со-творчества, подвига, защиты святынь народных, служения Общему благу.

Он, как и все Учителя Жизни, приходил, чтобы помочь человечеству, указать путь развития и сохранения мира на планете. Пора воспользоваться его уроками, время для этого наступило…

  

Литература:

1. Рерих Н.К. Россия. М.: МЦР, 2004, с.18.

2. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: Сфера, 1999, с.96.

3. Рерих Н.К. О Вечном. М.: Республика, 1994, с.185.

4. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.III. М.: МЦР, 2002, с.193.

5. Рерих Н.К. О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, 1999, с.126.

6. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.II. М.: МЦР, 2000, с.449.

7. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993, с.75.

8. Рерих Н.К. О Вечном. М.: Республика, 1994, с.86.

9. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.III. М.: МЦР, 2002, с.253.

10. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993, с.42.

11. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.III. М.: МЦР, 2002, с.29.

12. Пакт Рериха. Знамя Мира. Львов, 1995, с.17.

13. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1975, с.197.

14. Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М.: МЦР, с.22.

15. Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М.: МЦР, с.23.

16. Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М.: МЦР, с.30.

17. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.III. М.: МЦР, 2002, с.26.

18. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.III. М.: МЦР, 2002, с.193.

19. Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М.: МЦР, с.27.

20. Рерих Н.К. О Вечном. М.: Республика, 1994, с.65.

21. Рерих Н.К. О Вечном. М.: Республика, 1994, с.39.

22. Рерих Н.К. О Вечном. М.: Республика, 1994, с.31.

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в г. Заречном
 
 
Фильм на ТРК Заречный к 135-летию Н.К.Рериха
film-NKR
 
Передача на ТРК Заречный о семье  Рерихов
film-Roerich-Family
 
Взгляд в будущее.
Школа № 222 г. Заречного
Пензенской области.