Гималайское путешествие

 

Искусство и Культура – это мосты
через бездну расхождения людей во взглядах,
мосты, через которые надо пройти, чтобы
преодолеть отсутствие взаимопонимания…

С.Н.Рерих

Притяжение Индии

Индия – страна древней культуры, которая постоянно влекла к себе русского человека, представляясь ему далекой и загадочной. Мы помним из истории, что в 15в. в Индии побывал тверской купец Афанасий Никитин; в 18в. ярославец Герасим Лебедев – ученый-индолог, профессиональный музыкант, актер, исследователь, создал в Индии первый национальный театр европейского типа; в 19в. Цесаревич Николай Александрович (будущий Император Николай II) многократно посещал индуистские и буддийские храмы.

Наша выдающаяся соотечественница Е.П. Блаватская – ученый, писательница, путешественница – учредила в Индии Международное Теософское общество.

В 20в. по Индии прошел маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов – ученых, художников, философов и общественных деятелей мирового масштаба. А долина Кулу в гималайском предгорье по сути стала для них второй родиной.

В 21в., всего лишь 30 с лишним лет назад, путем Великого Мастера прошла Л.В. Шапошникова – ученый-индолог, писатель, фотохудожник, исследователь и хранитель творческого наследия семьи Рерихов.

Николай Константинович Рерих писал в очерке «Русь–Индия»: «…Тянется сердце Индии к Руси необъятной…». Притягивает и великий индийский магнит. Притянул он и наши четыре сердца. Очень хотелось побывать в стране, которую мы представляли по индийским фильмам, о которой мы читали в литературных трудах Рерихов и в книгах Л.В. Шапошниковой; хотелось увидеть своими глазами краски Гималаев, вдохновенно воспетых в картинах Н.К. и С.Н. Рерихов.

Индия нашими глазами

Мы были в Индии 14 дней. Эта страна, как и наша Россия, – уникальна. Там проживает более 1 миллиарда человек. От нашего гида мы узнали, что 40% населения – неграмотны, 35% детей – не имеют возможности учиться. Индия – страна контрастов. Рядом с бедными домами – особняки, многие живут в лачугах и даже в палатках. Особую нищету мы увидели на вокзалах Дели и Агры, попрошайничество и мусор там, где много людей, туристов. Подумалось: все познается в сравнении, и нам нельзя жаловаться на нашу жизнь.

В то же время, там нет унылых лиц, улыбка служит языком общения. Пьянство считается позором. Местные СМИ надежно защищены государством от иностранного воздействия, т.к. рекламируют пошлую, развратную информацию. По телевидению в основном показывают индийские новости, фильмы, песни. Уступить друг другу дорогу на шумных магистралях и на горных «серпантинах» считается нормой. Мы там ни разу не наблюдали аварийных ситуаций. Хорошие дороги позволяют многим семьям передвигаться на мотоциклах. Водитель машины, на которой мы путешествовали, Уде Рана – очень спокойный, неторопливый, готовый всегда придти на помощь человек. Отсутствие суеты характерно для индийского народа. Нам бы этому поучиться у них!

Индийцы – очень доброжелательные люди, а к русским, мне кажется, у них особое, теплое отношение. Молодежь, родители с детьми просили нас сфотографироваться с ними. Наш гид – молодой мужчина по имени Алок, обучавшийся ранее в медицинском институте г.Волгограда, хорошо говорил по-русски и, по его словам, его очень тянет в Россию.

Это ощущение взаимной симпатии подкреплялось мыслями Н.К.Рериха об общем источнике культуры индийского и славянских народов. Он писал о сходстве индийского Кришны и славянского Леля, о родственных связях фольклора Тибета и Алтая. Николай Константинович находил много общего в народных праздниках России и Гималаев, улавливал в индийских песнях русский лад. Развивая мысли Н.К. Рериха, Л.В. Шапошникова пишет в своих книгах о том, что Индия была единственной страной в мире, в которой существовала непрерывная культурная преемственность, создавшая уникальный институт духовных учителей. По ее мнению, большое уважение в Индии вообще к учителю является тем особенным свойством народа, которое и обеспечивает высокий уровень его нравственности.

Индия – развивающаяся страна. Она самостоятельно производит автомобили, применяет самые передовые мировые технологии – такие, как компьютерные технологии, фармакология, биотехнология.

Города Индии

Нам довелось увидеть девять индийских городов. Новый Дели – современная официальная столица Индии – зеленый город с широкими магистралями, парками, бульварами, на которых мы видели памятник А.С. Пушкину. Не так давно там открыт второй памятник Л.Н. Толстому.

Старый Дели – сохраняет памятники эпохи Великих Моголов 16 века. Здесь узкие улочки, множество лавок и базаров, наполненных людьми. Коровы в Индии – священные животные, и они мирно гуляют по улицам. В небольших городах нас забавляли любознательные обезьяны.

В Дели и в Агре мы посетили такие достопримечательности, как древнейший архитектурный ансамбль 11 века Кутаб-Минар. Его основное строение – 5-ти этажная башня из красного песчаника высотой 72м., стены которой украшены высеченными изречениями из Корана – священной книги мусульман. Среди минаретов и мечетей этого комплекса находится уникальная Железная колонна, которая за 1600 лет своего существования практически избежала коррозии.

В Сикандри (пригороде Агры) мы побывали в усыпальнице императора Акбара – покровителя наук и искусств, стремившегося к справедливому, равному отношению ко всем народам, населяющим его государство. Вокруг мечетей и минаретов 16 века разбит «райский сад», среди пальм и цветов неторопливо прогуливаются павлины и косули, летают попугаи.

Конечно, огромное впечатление оставил Тадж-Махал – одно из семи чудес света. Мавзолей–мечеть 16 века из белого мрамора высотой 74м, с 4 башнями-минаретами по бокам, строили посреди парка 22 года 20 тысяч мастеров. Инкрустированные самоцветами арки оставляют ощущение, что купола Тадж-Махала висят в воздухе, что это – сказочный небесный дворец. Наш гид показал нам «эффект Тадж-Махала»: если смотреть на него с разных мест крепости Красного форта (архитектурного комплекса 16 века) – он то удаляется, то приближается. Еще одно из красивейших древних сооружений Индии – замок 13 века «Налагарх Форте», напоминающий по своей цветовой гамме лазуревое небо с застывшими шапками облаков. Из этого замка нам открылся необыкновенно красивый солнечный закат.

А из современных городов на нашем маршруте был г. Чандигарх. В этом «городе будущего», построенного по проекту французского архитектора Ле Корбюзье, есть «Сад камней» – уникальный парк с водопадами, скульптурами, водоемами, с фантастическими фигурами птиц и животных. А все это безвозмездно создано Нека Чандом для жителей своего любимого города из отходных материалов – камней, осколков разбитой посуды, проволоки и другого мусора. Строительство Сада продолжается до сих пор. Труд на общее благо всегда прекрасен и обязательно приносит свои плоды. Так г. Чандигарх признан самым чистым городом Индии. Кстати, в целях сохранения чистой экологической среды в стране, полиэтиленовые пакеты заменяются бумажными.

Храмы Индии

Индийский народ с почитанием относится к своим святыням и культурным памятникам. Их посещают семьи, дети, молодежь, старики из самых разных уголков Индии. Утро в городах и деревнях начинается с посещения храма, а потом – работа. Духовное начало, естественная религиозность присутствует в повседневной жизни этой страны. Индийский народ толерантен к различным верованиям. Государство объявлено светским, а Конституция Индии разрешает исповедовать любую религию.

По пути следования в долину Кулу мы посетили 18 храмов 13-16 веков. Большинство из них посвящено Шиве и Кали. В одном и том же храме могут почитаться сразу несколько богов. А их в Индии, по информации нашего гида, – свыше 300 миллионов. Есть храмы очень яркие, напоминающие краски древних русских храмов. В резных украшениях присутствуют кресты. Мальтийские кресты до сих пор сохранились на дороге к католической церкви 18 века в г. Дхарамсале. Уважение, бережное отношение к чужим святыням характерно для индийского народа.

Маленький г. Ревалсар с постоянно наплывающими облаками остался в памяти своим зеркальным Лотосовым озером и пещерой 8 века, где медитировал индийский святой Падмасамбхава. Его огромная скульптура возвышается над городом, словно охраняя и благословляя его жителей. Священное озеро «кипит» от рыбы, т.к. живущие в нем карпы тоже считаются священными, и их нельзя ловить.

Огромное впечатление осталось от посещения храмового комплекса Акшардхам, вошедшего в книгу Рекордов Гиннеса как самого грандиозного индуистского храма в мире. Он открыт в 2005г. и посвящен кришнаитскому святому Свами-Нараяни. Главный храм комплекса включает в себя 234 колонны, орнаментированные резными изображениями музыкантов, танцовщиц, павлинов и всевозможными цветами и растениями. Цоколь храма по всей окружности украшают огромные каменные слоны.

           

В небольшом горном поселке Маникаран, на горячих источниках, расположен белоснежный сикский храм, сохранивший завет его основателя Гуру Нанака: «Бог един». Войдя в основной зал храма, мы не смогли скрыть своего восхищения – там все сияло серебром.

Современный беломраморный храм Лотоса, построенный на средства бахаи и воплотивший мечту Акбара о единстве религий (веры), словно парил над изумрудными бассейнами, как живой цветок над поверхностью воды. Внутри храма нет никаких изображений, икон, скульптур – только скамейки для беседы с Всевышним. Там вспомнились строки из письма Е.И. Рерих, цитирующей «Бхагавад Гиту»: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне».

           

В Дхарамсале, на территории резиденции Далай Ламы XIV и Тибетского правительства в изгнании, возвышается главный буддийский храм, рядом находится библиотека с одной из самых больших в мире коллекций тибетских рукописей 17 века. В самые трудные времена народ сохраняет самое ценное, что у него есть – свою духовную культуру, свои традиции, свои святыни. Дух культурной преемственности продолжает жить в институте Норбулинка.Здесь находится Тибетская Академия культуры и искусства, научно-исследовательский Центр, музей, существует специальная школа, куда приезжают студенты и ученые из многих стран. Мы заглянули в учебные классы прикладных искусств, где художники трудились над тибетскими иконами.

В горах Индии

Дорога в Кулу спиралью бежала среди древних Гималаев, горных ущелий с водопадами, реками, озерами. Склоны гор радовали глаз щедрой зеленью пальм, кедров, ажурными храмами. На висящих выступах скал ютились маленькие домики, а вдали сверкали на солнце заснеженные вершины. Совсем близко мы их увидели на перевале Ротанг (высота 3979 м.), который отделяет долину Кулу от Лахула. Какой простор, какая красота открывается с высот! Мы любовались Гималаями и радостно делились друг с другом: «Краски в горах такие же, как на картинах Н.К. Рериха!»

Запомнилась всем нам поездка к хрустальному горному водопаду и к древнему храму Повелителя Молний, построенному на вершине горы, среди облаков. К нему мы сначала ехали на машине, а затем 2 часа поднимались пешком по тропам и каменным ступеням, ведущим вверх параллельно с обрывом. Как только мы вышли из храма, откуда ни возьмись, набежали тучи – надвигалась гроза. Повелитель Молний проявил себя, но исполнил наше желание – дождь «прошел» стороной. Наш гид впервые побывал в этом храме, и после такого продолжительного восхождения, созвонившись с турагентством, убрал из маршрута посещение этой шиваистской святыни.

Долина Кулу. Наггар

В Наггар мы приехали поздно вечером. Это большая деревня, раскинувшаяся в долине Кулу на берегу реки Беас. Утро нас втретило радугой, соединяющей вертикальным мостом небеса и долину. С балкона бывшего замка, где мы остановились, отлично виделись сверкающие на солнце вершины Гепанга, которыми любовались Рерихи из своей усадьбы.

Семья Рерихов прожила в Нагаре с 1928 по 1947 гг., со времени окончания Центрально-Азиатской экспедиции до времени ухода с земного плана Н.К. Рериха. Сегодня в его усадьбе музей и картинная галерея, где находится часть картин гималайского цикла. Чуть ниже – студия С.Н. Рериха и место кремации Н.К. Рериха. У скромного Камня мы оставили молитву Оптинских старцев из московского Храма Христа Спасителя. Вся деятельность Н.К. Рериха «гималайского периода» приобрела общечеловеческую значимость – был разработан и подписан Пакт по охране культурного достояния всех народов. Своим творчеством все члены семьи способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о Русской Культуре.

В Индии и в Кулу с большим уважением относятся к нашим великим соотечественникам. Они являются «символом духовного единения и дружбы Индии и России». Улица, на которой расположена усадьба, названа улицей Рериха. Решением Совета по образованию штата Химачал-Прадеш знакомство с жизнью и творчеством выдающегося русского художника, путешественника, ученого и философа ХХ века Николая Рериха включено в обязательную программу обучения старшеклассников в этом регионе.

В долине Кулу Рерихами был создан институт Гималайских исследований «Урусвати» («Свет Утренней Звезды»), с которым сотрудничали видные ученые всего мира. Важным принципом его деятельности было сочетание древних знаний с современными научными открытиями. В этом крупном научном центре велись исследования в самых различных областях – зоологии, ботанике, медицине, физике, астрофизике…, ставилась цель по комплексному изучению человека, его психологических и физиологических особенностей. Во время второй мировой войны он был законсервирован, и его коллекции, собранные Рерихами во время экспедиций, ждут ученых.

           

Подписанный 2 октября договор между МЦР и ММТР по созданию в Наггаре Международного Мемориального Комплекса Рерихов и по возобновлению деятельности института «Урусвати» вселил уверенность в том, что имение Рерихов вскоре преобразится, будет таким же Храмом Культуры, как Музей имени Н.К. Рериха в Москве.

Гид Алок нам рассказывал об индуистских святынях, а мы ему – о московском музее, где можно увидеть картины Н.К. и С.Н. Рерихов, запечатлевшие сияющие вершины Гималаев, образы Великих Мудрецов и портреты жителей Северной Индии, где есть зал Центрально-Азиатской экспедиции, зал Кулу с предметами искусства, археологическими коллекциями, собранными Рерихами во время экспедиции, где находятся буддийские и тибетские иконы, маски богов, привезенные Л.В. Шапошниковой из Индии. Мы советовали нашему гиду познакомиться с книгами Людмилы Васильевны, в которых она размышляет о великом индийском пути, о том, что такое «индуизм».

Долину Кулу называют еще «Серебряной долиной», и у нее есть Покровитель – Гуга Чохан. А всего в долине насчитывается около 360 богов. И, как описывает в своих книгах Л.В.Шапошникова, они могут путешествовать, ходить друг к другу в гости. Однажды ночью нас разбудили звуки труб и бой барабанов. Оказалось, как объяснил нам наш гид, что из разных деревень долины Кулу мужская часть населения приехала в храм бывшего замка со своими богами погостить и получить благословение бога Шивы. Праздник должен был продолжаться три дня, но мы в этот день уезжали из чудесной долины...

Вдохновение Индии

Радость от прикосновения к прекрасной индийской земле до сих пор живет в наших сердцах. Ее мы привезли в Россию, в свой замечательный город, понимая неразрывную связь наших стран, их духовное родство, о котором писали Рерихи и Л.В.Шапошникова. «…Русь – Индия – не только как историческое и культурное понятие, но и как энергетическое, суть которого раскрывает энергетическую тайну такого сочетания. «Русь – Индия, два магнита, два устоя», – писал Н.К. Рерих, имея в виду их роль для будущего Планеты. Культура той и другой страны носит синтетический характер и включает в себя самые различные элементы мировой культуры. Изначально обе культуры имели общий источник происхождения. И в течение ряда веков существовало мало объяснимое тяготение их друг к другу. Если Индия являлась как бы энергетическим полюсом древнего мира, где зародились новый вид человечества и его новая духовно-энергетическая система, то Россия, расположенная на средоточии Востока и Запада, в преддверии нового эволюционного витка и формирования нового человечества принимает в наше время энергетическую эстафету от Индии. Нам надо помнить, что без энергетического поля индийской культуры не сформируется новый энергетический полюс в России. Одно без другого не сложится, одно без другого существовать не сможет. Новая энергетика складывается на старой, используя то необходимое, что было наработано этим старым центром» (Л.В. Шапошникова, Весть Красоты).

Красота Индии отозвалась поэтическими строками и помогла еще раз увидеть красоту России, Пензенского края, своего города Заречного…

Встреча с Индией

О, Индия! В твоих просторах
В своем величье дремлют горы!
Страна контрастов и красот,
Ползущих облаков с высот,
Где троп бегущих серпантин
Зовет к вершинам: «Путь един!»
Средь водопадов, шумных рек
О вечном мыслит человек.
Для исполненья мысли – миг,
Как эхо горное на крик.
Там почитаются всерьез
На равных Будда и Христос,
И Шива, Кришна, Магомет –
В любви противоречий нет!
Там, как цветы, за храмом храм,
Где каждый молится богам,
Улыбку встречному дарит –
Язык сердечный говорит...
Там ценят дружбу россиян –
В ней – будущее наших стран!
Глубокой древности исток
Нас слил в космический поток.
О, Индия! Твоих чудес
Не счесть, как звезд ночных небес!
Средь гималайских бриллиантов
Сияют Знаний адаманты…

 

Имение Рерихов в Кулу

Обитель творчества и света,
В горах сокрытый уголок,
Под небом радужного цвета
Хранишь ты мудрости исток.
К твоим вратам давно стремилась,
Земли священной слыша зов.
Она ночами часто снилась,
И я таких желала снов.
И вот спиральная дорога
Открыла гору «М», Беас,
Строй деодаров, храм, где боги
Сквозь пыль веков глядят на нас.
У камня скромного стояла,
Благодаря Великий Дух,
Чья мысль Культуру охраняла
Во время мировых разрух.
Вдали гремели барабаны,
В ладонях сердца – тишина.
Для созидания в нем храма
Такая благодать она.
Луч солнца ниспадал в долину,
А в облаках светился крест.
«Распни себя, свои низины» –
Звонил призывно благовест.
Обитель Красоты и Знаний,
Коснулась я твоих ворот!
Горит в груди огонь признаний
И устремляет ввысь, вперед!

 

Мольба души

Пред алтарем душа стоит.
Душа с Всевышним говорит…
«О чем твоя мольба, душа?
Что, жизнь порой нехороша?
Ты просишь радости полета,
Ты хочешь к звездам, к их красотам?
Но что, душа, отдашь взамен?
На равных должен быть обмен!»
«Ты прав, хочу летать в просторах,
В палитре огненных узоров, Расправить крылья в вышине,
Петь, торжествуя, в тишине!
Зовет космическая даль!
Отдам Тебе свою печаль…»
Пред алтарем душа парит,
Она с Всевышним говорит…

 

Твердыня Гималаев

Где-то в горах, в Гималаях,
Средь неприступных высот
Скрыта Обитель Святая –
Огненной мысли оплот.
И в ослепительных бликах
Прячутся тропы от глаз,
А серебристые пики
Радужный дарят окрас.
Странники в поиске вечном,
Путь проложив сквозь века,
С песней шагают сердечной –
С нею их поступь легка.
Песнь о Твердыне, где счастье,
Радость и мудрость живут,
Нет там земного ненастья,
Там искры духа цветут.
Эта Обитель Святая
Ждет устремившихся в срок.
В древних горах Гималаях
Ближе небесный чертог…

О. Слепова