О «трудах» работников культуры

Культура труда – насущнейшая задача человечества.

Грани Агни Йоги, IV, 401

При просмотре видеофрагмента об открытии в Брюсселе мультимедийной выставки «Николай Рерих. Держава Света», подготовленной Министерством культуры РФ, испытываешь чувство стыда за свое Отечество.

Сколько прекрасных творческих шедевров дала миру наша Родина! Среди них – уникальные картины Н.К.Рериха, отражающие его философские гуманистические идеи. И по этим бесценным шедеврам «прошлись ножницами» государственные работники культуры – словно разрезали светоносную ткань Культуры. Во имя чего они трудились, и можно ли такой труд считать созидательным творчеством?

В одном из своих мудрых очерков «Культура – почитание Света» Н.К.Рерих писал, что «труд работников Культуры подобен работе врача», что «он работает над оздоровлением всей жизни», что он всегда «зорок на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту». Для самого Николая Константиновича такой труд был праздником, и «звать на праздник этот – значит, лишь напомнить о нескончаемом труде и о радости ответственности, как о достоинстве человеческом». Еще в одном очерке «Адамант» Н.К.Рерих пишет, что «творчество – это чистая молитва духа».

Как же измельчали духом создатели мультимедийной выставки «Николай Рерих. Держава Света», искажающие светоносную глубинную мысль великого русского художника и философа. А ведь по их профессиональному «видеотворению» будут оценивать уровень отечественной культуры!

Казалось бы, работники культуры в первую очередь должны были услышать заветы, оставленные в литературных трудах Водителем Культуры всего человечества, как называли Н.К.Рериха его современники. «Велико несчастье прикасаться к работе без любви к ней…» («Прекрасное»). «Вы не можете творить без вашего внутреннего осознания формы синтеза. Ведь все имеет назначение и достижение. Но помните только одно, что это назначение должно быть прекрасно» («Творящая мысль»). «Также невозможно профанировать и то великое понятие, которое должно улучшить и обновить сумерки современного существования» («Культура-победительница»). «И с особой заботливостью и нежностью мы должны произносить имена, проводящие в жизнь то, чем мы гордимся по праву» («Адамант»).

Россия по праву может гордиться славными именами Рерихов, их «Державой Света», объединившей и художественную, и научную, и философскую мысль, и миротворческие действия во имя Общего Блага. Гордиться и достойно, без искажения, представлять творчество Н.К.Рериха в других странах. Критерием ценности труда во все времена была его светоносность. «Ничтожен труд по своей внутренней значимости и светимости, если творится он только ради своего малого я и малых его интересов» («Грани Агни Йоги», IV, 401).

Об открытии виртуальной выставки картин Н.К.Рериха, как о важном культурном достижении, заместитель директора по научной работе Государственного музея Востока Т.К.Мкртычев сообщает и в интервью, опубликованном 27.01.2016г. в «Российской газете». Он является куратором этой выставки и не скрывает цели исследований наследия Н.К.Рериха, пытаясь отделить мировоззренческие идеи Учения Живой Этики от художественного творчества великого Мастера. Такое разделение носит разрушительный характер, так как этико-философские идеи Учения пронизывали всю творческую жизнь Николая Константиновича.

Кроме того, в интервью умаляется имя исследователя творческого наследия семьи Рерихов Л.В.Шапошниковой, а также роль общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР, основанного С.Н.Рерихом и созданного Людмилой Васильевной.

Труднейшее испытание восприятием Культуры продолжается. Размышляя в очерке «Пути Благословения» о признаках синтеза, о «суматохе распятия красоты», о тех, кто «разрубили единое древо», Н.К.Рерих пишет: «Они забыли то, что звучит в каждом атоме звездного неба, перед чем их слепые теории кажутся жалкими заплатами. Они забыли о гармонии. Они не хотели знать, что близится время гармонизации центров. Они забыли, что таинственная прелесть искусства – его убедительность, кроется в путях его возникновения. Откуда придет, на том языке и говорить будет. В таинственных обобщающих путях искусства есть тот международный язык, который свяжет все человечество».

Вместе с Николаем Константиновичем будем верить, что Россия выдержит испытание восприятием Культуры, а чиновники государственных учреждений культуры, вняв гласу общественности, перестанут предлагать миру и своим соотечественникам выставки о творчестве Н.К.Рериха, подобные мультимедийному проекту в Брюсселе.

«Радость труда, радость творчества для совершенствования и истинного украшения жизни должна одержать победу» (Н.К.Рерих. «Сотруднику»).

О. Слепова,
Рериховское общество г. Заречного Пензенской области.

Мир держится на Правде!

Когда ж такое было,
Чтоб пышно ложь цвела,
Чтоб сорняком душила,
Ствол Правды оплела?
 
Садовники земные,
Храните светлый сад!
Пусть корни золотые
Дадут любви наряд!
 
Мир держится на Правде!
Не вечен лжи порок.
В культурный сад направьте
Трудов благих поток!
 

*   *   *

Осада Троице-Сергиевой Лавры

Теснят враги со всех сторон,
Ликуя: «Лавра будет наша!»
Уже Иуда обретен,
И в сече поредела стража.
Но супостаты не учли,
Что Божья Воля миром правит,
Обитель славную в Руси
Сам Сергий в бедах не
     оставит.
Осада длительной была,
Свирепые болезни, голод,
Но духом братия сильна –
Не страшен ей сердечный
     холод.
Кто предан и в молитве строг,
Тому и помощь. Только верьте.
Летит сквозь временной порог
Святая Троица в Бессмертье.
Победа! Не дождался лях.
Свободна Русь, что Сергий
     строил.
Не раз ее спасет в веках
Мудрец, Подвижник, светлый
     Воин.
Чем в напряженье тьма
     сильней,
Тем Света творчество мощнее.
Луч Лавры – подвига огней –
Духотворит жизнь, мирно рея.
 
О. Слепова