Человек будущего – человек нравственный
Известно, что каждому обществу свойственно стремиться к развитию, совершенствованию; человек – часть общества, и ему также характерно это стремление. Об эволюции, ее целях и назначении передавали знания многим поколениям лучшие представители человечества, определяя направления развития общества. Знание и нравственность, духовность и красота – это те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания.
Помочь молодому поколению осознать духовные ценности, духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит сложная и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога и ученого, преподавателя, каждого воспитателя и родителей. Стремясь к самосовершенствованию и поддерживая эту направленность в других, они помогают человеку устремиться в будущее и каждый новый день приветствовать как дающий новые возможности. При таком отношении к жизни не будет места девиациям и унынию, и тогда любой человек в свое будущее может смотреть легко, приветствуя его и не опасаясь за свою судьбу, как это наблюдается в большинстве случаев.
В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, безуспешно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и при этом тщетно надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая, а точнее, мировоззренческая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни. Но утверждающийся Новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.
"Культура в основе своей есть Эволюция", - писала выдающийся философ ХХ века Елена Ивановна Рерих, автор многих трудов, посвященных темам эволюционного развития общества, его культурного совершенствования. Об особенностях морально-нравственного, духовного развития человека говорится в ее работе «Космическая эволюция и ее цель (назначение)»*. Этапы этого развития, о которых говорится в статье, можно пояснить следующим образом.
Когда мы признаем только свои права и боремся за них, мы находимся лишь у подножия восхождения (см. рис.), соответствуя животному плану развития (животный – грубо чувственный, лишенный духовных интересов /Сл. русск. яз./). Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого образа жизни, когда мы признаем не только свои права, но и права окружающих, и это есть начало моральной жизни. В то время, когда мы становимся способными признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь – мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности. Когда же мы, признавая права и интересы других людей и стараясь им помочь, приобретаем способность любить других, так же, как мы любим самих себя, тогда мы становимся нравственными – мы освобождаемся от оков самости-эгоизма и достигаем в своем развитии духовности. Только человек способен к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию.
Духовность заключается в совершенстве моральном, нравственном.
Если темы духовного совершенствования личности станут естественными в образовательном процессе (можно в каждом научно-предметном цикле уделить им время, понимая их значимость) – они станут частью профилактической деятельности в большой и важной работе по нравственному оздоровлению общества, и это может решить многие психологические и другие его проблемы.
Без темы духовного, нравственного здоровья – нет будущего.
____________________________________
* Рерих Е.И. Космическая эволюция и ее цель (назначение) //Новая Эпоха. – 1999. – № 1/20. – С.57-63.
Этика, мораль, нравственность
в контексте ПЕДАГОГИКИ и КУЛЬТУРЫ
Понятия этики, МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ в разговорной речи употребляются как частично взаимозаменяемые.
Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»).
Этика – (лат ethica, от греч ethike techпе – наука и искусство нравственности) –1. Наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. 2. Нормы поведения, мораль человека.
Мораль – от лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, – от mos, мн.ч. mores – обычаи, нравы, поведение.
Этика – основа жизни
В последнее время слово «этика» стало часто употребляемым (и даже расхожим), благодаря распространению слов, связанных с управленческой тематикой, – например, стало привычным такое словосочетание, как «корпоративная этика», из-за которого сложилось устойчивое и ошибочное представление о том, что если в организации, учреждении установить свои правила и нормы отношений, то это будет своя, собственная этика. Поэтому слово «этика» требует осмысления; это понятие нуждается в очищении.
Необходимо вспомнить, что ЭТИКА – едина, и нормы отношений, нравственность, – едины для всех. Это правила, законы жизни, единые и обязательные для всех. Они существуют с древних времен у всех народов и связаны с общечеловеческими ценностями, с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием. Говорить правду, выполнять обещания, не присваивать чужое, не наносить вреда ближним и всему окружающему, и т.п. – считалось нормой во все времена; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость...
Относиться с уважением к каждому, помогать друг другу в трудностях, не быть равнодушным к людям, к природе, высшему, ко всему живому – в этом состоит Этика, и три ее составляющие основы – ДОБРО, ДОЛГ, СОВЕСТЬ формируют нормы отношений между людьми. Иначе говоря, творить добро – это долг человека, подсказанный его совестью. В этом состоит сущность этики. Этика – это не показные, внешние (фальшивые) отношения, но сущность жизни. Живая Этика – культурная основа жизни.
КУЛЬТУРА и ЭТИКА с точки зрения современного научного подхода
Этика – основополагающее понятие, означающее жизненные начала, исходящие из самих основ мироздания. С точки зрения современной науки, в контексте целостного взгляда на человека и на весь культурно-исторический процесс, культура играет ведущую роль в космической эволюции человечества. Речь идет о природе Культуры как космическом явлении, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. Понимание Этики, таким образом, существенно расширяется, включая не только межличностное и общественное значения, но выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл.
Этический и энергетический процесс преображения человека (усовершенствование его внутренних качеств), в целом неотделим от Культуры, это есть основная составляющая пути его космической эволюции [4].
Так, необходимо осознавать, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной; космический процесс этичен в самом глубоком смысле.
Пришло время, когда обществу надо осознать эволюционную необходимость соблюдения этических принципов бытия на всех уровнях – и на внешнем, поведенческом, и на внутреннем, психологическом, эмоционально-мыслительном (стремиться мыслить честно – императив времени).
Как рассматривает понятие МОРАЛЬ педагогическая наука?
Мораль – основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения Этики.
Мораль выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех. Мораль – это сознание обязанности (в широком смысле) человека перед другими людьми.
Мораль отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений. Она содержит гуманистическую перспективу развития человечества.
Добро (в противоположность злу), долг и совесть – основные категории морали.
Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – её императивный характер, а совесть – интимно-личностную природу.
Мораль с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека.
Отрицание общечеловеческой морали ведет к кризису общества и личности.
В условиях развития современной цивилизации, с увеличением потенциальных опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к морали, нравственности, признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим альтернативы.
(Российская педагогическая энциклопедия.– М.: 1993)
В какой форме выражается мораль?
Относительно человеческого индивида мораль является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Её содержание выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни – в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, международных отношениях и т. п.).
Мораль определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, КАК должно поступать в различных ситуациях.
«Золотое правило» нравственности
Сущность морали, связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «Золотого правила» нравственности:
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Наряду с «Золотым Правилом» нравственности сложились общегуманистические принципы: «не убий», «не лги», «не кради». Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен, прежде всего, обращать их к себе и только через собственный опыт предъявлять другим.
Как действуют моральные принципы?
Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни; мораль относится к основным типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них. Правовые предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями; моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (совесть, красота нравственного поступка, сила личного примера и т. д.).
Как осуществляется моральная регуляция?
В морали оцениваются не только практические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции (действиях по развитию в нужном направлении) особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть, честь, чувство личного достоинства и т. п.
Формами моральной регуляции являются саморегуляция, самооценка и самовоспитание.
Воспитание нравственности
Социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель. Воспитание нравственности ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманистическую перспективу истории общества.
Воспитание нравственности – это воспитание человека в его целостности, формирование фундаментальных человеческих качеств. Это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Вечные нравственные принципы, которые сосредоточены в памяти сердца, обеспечивают духу ИММУНИТЕТ, обеспечивают целостность и стойкость моральных ориентиров личности в обстоятельствах, которые постоянно изменяются.
Нравственное воспитание – самовоспитание и самосовершенствование
В целом процесс воспроизводства нравственности поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю, главным образом, в форме самовоспитания, самосовершенствования.
Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.
К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства». Нравственное воспитание как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную.
Как человек может влиять на собственное нравственное развитие?
Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведение, суммирующихся в нравственные черты характера.
Каковы поступки, таковы и нравственные качества человека.
Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым; проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность.
Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравственное воздействие на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А.Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так можно избежать морализаторства и ханжества – источника социальной фальши.
Таким образом, поступок является основой нравственного самовоспитания человека, а также главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.
Работа над собой – это работа над мыслью
Справедливо сказано: только по делам познается человек. Однако, все наши поступки и дела являются следствиями наших мыслей и побуждений. Мысль есть жизнь, и жизнь движется мыслью. Мысль есть основа творчества. Согласно научным исследованиям, она может быть видима и измеряема [1]. Как сущность духовного плана, мысль не может быть уничтожена, но может быть нейтрализована противопоставлением мысли большего потенциала. Именно поэтому необходимо усвоить значение мысли и осознать ответственность за свое мысленное творчество.
Надо создать лучшую атмосферу во всем нашем обиходе путем очищения мыслей.
Заботясь о чистоте мысли, мы привлечем лучшие возможности во всей нашей жизни и сократим путь нравственного совершенствования.
Чистая мысль – это такая мысль, которая лишена своекорыстного содержания, и нужно отгонять каждую нечистую мысль, заменяя ее мыслью Общего блага, спешить очистить дух широкими созидательными мыслями о лучшем будущем. Бескорыстные мысли – лучшие очистители пространства.
Научиться управлять собой, своими мыслями и воспитать в себе ответственность за них – значит, научиться призывать силы, таящиеся в глубине сознания. Именно так каждый человек может совершенствовать свои силы – признанием их.
Овладение мыслью заключается не только в ее углублении и сосредоточии. Важно научиться освобождаться от тягостных размышлений и несвоевременных, ненужных мыслей. Надо помнить: ничто так не препятствует развитию, как тяжелые, неподвижные мысли. Контроль над мыслью обеспечит ее очищение.
Культура мысли есть венец человеческого существования.
Пусть каждый помнит – устремляясь к нравственному совершенствованию, он помогает не только себе, но действует и на Общее благо.
Учитывая взаимосвязь понятий «мысли» и «чувства», формирующих наряду с волевой сферой сознание человека, чувство ответственности становится необходимым признаком культуры мышления.
Воспитание культуры чувств и культуры мышления составляет этико-эстетическую основу культуры, фундамент формирования как отдельной личности, так и культуры общества в целом.
Этическое неразрывно с эстетическим
Нравственные формы поведения прекрасны по своей природе, а прекрасное, с точки зрения взыскательного эстетического вкуса, не может быть безнравственным. Так взаимосвязаны этические и эстетические основы самосовершенствования. Эта взаимосвязь осуществляется через Сердце. (Подробно об этом изложено в предыдущих материалах, подготовленных ко Дню Культуры: «Путь Культуры лежит через сердце» и «Осознание красоты преобразит жизнь» www.cultura.spb.ru)
Нравственное – в основе духовных ценностей
Общечеловеческие цели и ценности суть культурные, духовные ценности. Критерием таких ценностей выступает их гуманистическое содержание; духовно-культурные ценности вечны – в процессе их потребления не происходит «снашивание».
Они находят свое воплощение в предметах, идеях, нормах, убеждениях; это также теории, цели, идеалы, традиции, волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность. Общечеловеческие ценности как высшие духовные ценности проявляются в формах духовного, нравственного, эстетического развития людей.
Духовность и культура личности
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (Словарь рус. яз).
Духовность – понятие более широкое, чем религиозность или нравственность.
Духовность – основная характеристика Культуры.
Дух, духовность составляют основание здоровой государственности и великой Культуры. Духовность личности – это свобода и воля к совершенствованию; способность видеть последствия своих поступков для людей, для Общего блага. На уровень духовности личности влияют: сознание, мышление, интеллект, а также чувства, воображение, интуиция, совесть, воля, способность к творчеству[2].
Интеллект, уравновешенный с любовью ко всему прекрасному определяют духовную направленность личности.
Уровень духовности человека определяется уровнем развития его сознания. Самым действенным подходом к духовному совершенствованию является устремленность к культурным и нравственным ценностям и их утверждение в жизни каждого дня. Так человек взаимодействует с чем-то более совершенным и прекрасным.
Необходимым условием гармоничности этого взаимодействия является такая жизнь человека среди людей, ведущим качеством и главным результатом которой выступает самоотверженная, действенная любовь. Человек, возводящий в культ свои личные интересы и встающий на путь эгоизма, не способен к такой любви и не может проникнуться интересами Общего Блага. Он разрушает свою духовную целостность и отходит от закона единства. Тогда духовный мир человека деформируется, раскалывается. Избежать такого состояния души человеку помогает Культура, или устремление к Свету, к Прекрасному[3].
«Только не надо о духовности, не пугайте нас такими словами!» – говорит ведущий телеканала «Культура» во время обсуждения жизненно важных вопросов. Но именно духовность – вопрос жизни, вопрос её нормы. Какое разумное объяснение можно дать нежеланию это обсуждать? Всеобщая тенденция СМИ – переставлять акценты с самого главного и самого важного на второстепенное – в этом состоит особенность работы современных средств массовой информации.
Использованная литература:
-
Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. Энергетика наших детей// Дети нового сознания: Материалы междунар.общ.-научн. конференции. 2006 – М.: Международный Центр Рерихов, 2007.– http://lib.roerich-museum.ru/node/967
-
Валицкая А.П. Новая школа России: Культуротворческая модель / Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
-
Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики... //Вопросы философии. – № 3. – 2001. – С. 85-102.
-
Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17 http://www.roerich-museum.ru/rus/evolution/ethics/papers/sokolov_paradigma.php
-
Рерих Е.И. Космическая эволюция и ее цель (назначение) //Новая Эпоха. – 1999. – № 1/20. – С.57-63.
-
Российская педагогическая энциклопедия.– М.: 1993.
-
Учение Живой Этики.