Совершенствование личности

ОКОВЫ ПРИВЫЧЕК

«У меня привычка такая, ничего не поделать!» – говорит человек и отрезает себе путь к совершенству. Он заранее простил себе «слабости».

Привычки обихода делают человека неподвижным, неспособным к духовному росту и к внутренним переменам. Но с таким старым грузом дверь в лучшее будущее не открыть. «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Казалось бы, давно известная истина, но люди, по легкомыслию, значения этому не придают. Иные же настолько пропитаны привычками, что даже не чувствуют гнета такого ига. Убеждение в свободе, когда человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично.

«ПРИВЫЧКА ОБИХОДА ЕСТЬ ВРАГ ЭВОЛЮЦИИ»

Развитие, совершенствование, эволюция – понятия взаимосвязанные.

В основании эволюции лежит усовершенствование, и задача человека в связи с этим – подняться в своем самосознании до оценки своих нравственных качеств, освободиться от ненужных поступков и действий, сопровождающих человека в каждодневности и ограничивающих его духовный рост. До той поры, пока человек не осознал этого и не избавился от столь вредного груза, он находится на низшей ступени эволюции. «Животный человек есть совокупность привычек» – в этом заключается суть рассматриваемого вопроса.

Проблема состоит в том, что эти, казалось бы, невинные, и, на первый взгляд, малые, неконтролируемые сознанием действия, могут создавать культ рабства, и такое рабство заключается не в купле-продаже, но в утонченном унижении личности. Главное, что это внутреннее рабство, как правило, самой личностью не осознается. Но враг, о котором не ведаем, намного опаснее явного вредителя – «малый скорпион поражает не меньше большого, если он не замечен», гласит мудрость.

Кроме того, малые привычки самости – главные помехи сотрудничества, а оно – это важно осознать – является основой продвижения. Пока большинство людей не овладеет искусством великого творчества отношений между людьми, обществу не построить Новый Мир – мир красоты, мир высокой культуры.

Основой творчества взаимоотношений являются искренность и простота – эти качества ценятся людьми больше всего. Однако проявиться им в жизни мешают вполне определенные, но мало осознанные действия и поступки – привычки самости.

«ОТМОЙТЕ ГРЯЗЬ ПРИВЫЧЕК»

«Привычки к добрым и недобрым делам исключительно властвуют над людьми», замечено мудрецами. Привычки связаны с образом жизни людей и проявляется через потребности, интересы и стимулы. Согласно словарям, привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие обычными, постоянными; это автоматизированные действия, сформировавшиеся в результате многократного повторения, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью; это принятая, но не природная потребность. Бытует выражение: привычка – вторая натура (природа).

Надо отметить, что привычки бывают разные, и здесь речь идет не о добрых, полезных и нужных, но о тех, что рождены предрассудками – искаженным и устаревшим взглядом на жизнь и соответствующим мировоззрением. Большинство мелких привычек является сором жизни.

Обидчивость, лень, опасение, раздражительность, нечестность, многословие, несдержанность – все это привычки обихода, большинство которых основано на самости-эгоизме. Все они, так же как и корыстолюбие, грубость, похоть, сквернословие должны быть порицаемы, и в первую очередь необходимо искоренить допотопные привычки – курение, пристрастие к вину, еде, а также пересуды и сплетни, обороты мелких, ненужных дел, осуждение и гнев – можно ли это совместить это с ростом сознания?

Особенно надо сказать о вреде лжи. Люди справедливо сравнивают безнравственное поведение с грязью, сталкиваясь с этим явлением в жизни. Так, в наши дни широко распространено выражение: «грязные технологии». Свою нечистоплотность ложь, чаще всего, искусно прикрывает разноцветными одеждами и всевозможными масками.

Вряд ли можно встретить человека, проявившего нечестность, который в жизни солгал только раз. Поведение, маскирующее неискренность – лукавство, лицемерие, притворство, фальшь (много названий у одного и того же!) – у иных это стало привычкой, освоенной еще в детстве, где окружение вполне способствовало такому усвоению.

Атавизм и семья, школа и, в целом, социум дают наросты привычек. Нужно, чтобы молодое поколение знало о космическом вреде лжи. Не только нравственные поучения могут глубоко запасть в сознание, но научное указание на непоправимый вред изменит мышление молодежи.

Надо учесть, что по одиночке привычки не существуют. Например, ложь, как замечено, всегда идет об руку со страхом. Паника, ужас – лишь крайности страха, но в обыденной жизни это привычка постоянной тревоги, боязни и опасения за свое личное благополучие. Где угодливое лепетание, малодушие, торопливая суета – там тот же идол страха, который разнообразен, как и ложь.

Все это рождается самостью-себялюбием и невежественностью. Именно непросвещенностью в области духовных законов и нежеланием их узнать – какое бы при этом человек ни имел образование – можно объяснить поведение, продиктованное самостью. Оно напоминает судороги («будто кто-то дергает» – описывает словарь В.И. Даля такое поведение – беспокойные, суетливые действия, словно у марионетки или паяца, лишенных самостоятельности, действующих по воле других). Такое поведение вызывает неукрощенная самость у всякого, кто допускает в своих чувствах, к примеру, зависть, ревность или обиду. Это приводит к ненужным, лишним действиям, а они – судороги самости – ведут к осложнениям и, как любая излишняя поспешность и торопливость, заставляют в дальнейшем весьма сожалеть о своих поступках.

Лучшим же «украшением» самости является нетерпимость. В ней заключаются задатки самых дурных действий, преграждающих путь к совершенствованию и сотрудничеству – властолюбие, высокомерие, неблагодарность, неуважительное отношение к людям, умаление достоинств сотрудника и возвеличивание своих и т. п. Такое поведение могут позволить себе только невежественные люди – те, кто не осознал еще значение и цели эволюции, кто далек от истинного понимания духовности.

«Нетерпимость ограничивает умы и увековечивает предрассудки», – писал французский философ-просветитель Дени Дидро, ярко и точно описав в своих заметках характер нетерпимого человека: это тот, кто «вбил себе в голову», что вся мораль покоится лишь на его представлении об истине; для него неверующий – любой, кто не верит в то, во что верует он сам, и такой человек уже есть враг самой истины; «он является величайшим злодеем, величайшим преступником в этом мире – нельзя любить его, помогать ему, нельзя жить вместе с ним»1.

Несчастье человечества состоит в том, что многие сильные личности, приверженные даже к светлой идее, понимают ее слишком односторонне, нетерпимо и узко, и отсюда все разрушительные действия.

Конечно, побороть все негодные привычки одним ударом трудно, потому надо приняться за искоренение самого неотложного – необходимо изгнать нетерпимость.

Именно она становится сегодня главным препятствием в созидании новых, творческих отношений, в построении нового, более совершенного общества. Поэтому нужно считать особенно важным и неотложным осмысление этого явления, осознание и применение в жизни принципов терпимости и дружелюбия.

«НЕ АСКЕТИЗМ, НО РАЗУМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЕЩАМИ»

Известный метод античного мира «Познай самого себя» приобретает сегодня особую важность: «Познай себя – познаешь мир, изменишь себя – изменится мир».

Этому способствует не узкое, но расширенное понимание действительности, осознание психической энергии и углубленное самоисследование. Все это даст непоколебимую убежденность в необходимости действий по духовному очищению, утвердит целесообразность и обострит чувство ответственности, обеспечит самодисциплину и надлежащий самоконтроль, что и подготовит в будущем успех.

Расширение сознания начинается с освобождения от предрассудков, а от них, как считают философы, «никогда не поздно отказаться» (Г.Д. Торо).

Человеку, свободному от предрассудков – тому, кто усвоил взаимную зависимость всего сущего в мироздании, кем осознаны великая ответственность человека на Земле и существование миров надземных, кем воспринято понятие Высшего Начала, и мысль признана как главный двигатель – такому человеку освобождение от ненужных привычек, мешающих строить жизнь и добрые взаимоотношения, вполне под силу. И начав процесс самоосвобождения, ему не придется прибегать к насилию над собой, тем более что каждое насилие обречено на реакцию, и всякая насильственность осуждена.

В то же время, нужно быть готовым к тому, что изгнание некоторых привычек совсем не легко, и на пути самосовершенствования и очищения каждого из нас ждет немало трудностей. Одной из них является то, что дурные привычки имеют особенность возвращаться, и требуется упорная борьба с самим собою, суровость к себе и умение не потакать своим слабостям. Не об этом ли многотрудном процессе писал классик русской литературы – «выдавливать из себя по капле раба»? (А.П.Чехов) Другой же классик по этому поводу шутил: «Привычка есть привычка, ее из окна не выбросишь; привычку нужно шаг за шагом выманивать из дома» (М.Твен).

Здесь без того, что называют самодисциплиной, не обойтись. Но пусть кому-то не покажется это посягательством на его свободу. Именно с осознания цели эволюции человечества, с понимания истинной свободы и разницы между этим великим понятием и той распущенностью – своеволием, которое принимают подчас за свободу воли, и нужно начать процесс очищения, дарующий радость.

Не самоистязание, но самоосвобождение, и озарение, которое даруется свыше как награда за духовные усилия. Мучительный и тягучий процесс накопления доброй привычки, напутствуют мудрые, превращается в радостное, мгновенное озарение сознания тогда, когда пробуждается «огонек в сердце».

«Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию», – говорили древние.

______________________________________

1 Дидро, Дени. Избранное. – М.: Изд-во АН СССР, 1956, с. 246, с. 261.

Уварова Лариса Ивановна,
ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры»,
специалист Санкт-Петербургской Академии постдипломного
педагогического образования