Е.И. Рерих и наука будущего

12 февраля в гостиной художественного музея им. М.Ю. Лермонтова г. Заречного состоялся вечер, посвященный науке. Тему разговора объединили три праздничные даты:

– 8 февраля – День Российской науки, учрежденный Указом Президента России и связанный с основанием в 1724 году Российской академии наук по распоряжению императора Петра I;

– 12 февраля – День рождения Е.И. Рерих – нашей соотечественницы, философа, научного и общественного деятеля, человека, внесшего в историю науки неоценимый вклад, и чье наследие еще ждет своих исследователей;

– 12 марта – 150 лет со Дня рождения В.И. Вернадского, естествоиспытателя и мыслителя, основоположника учения о живом веществе, работавшего на стыке наук: геологии, биологии, химии. Его называют Ломоносовым 20 века. Редкая синтезирующая способность, всеохватность отличают его творческий гений. Он оставил нам целостное видение мира и задач человека разумного, предсказав будущие пути его развития. Вернадский был первым из ученых естественников, который понял космическое, может быть, даже космогоническое значение факта возникновения жизни на Земле и начал систематическое исследование ее влияния на развитие планеты. Учение Вернадского о ноосфере оказалось тем завершающим звеном, которое, объединив эволюцию живого вещества с миром неживой материи и перекинув мост к современным проблемам развития общества, подвело нас и к новому видению процессов, в нем происходящих.

Что же такое наука, знание? О чем размышляют современные ученые? Наука – одна из форм знания. Кроме эмпирической, экспериментальной науки к формам знания на нашей планете принадлежат религия, философия и искусство.

Презентация программы «Е.И. Рерих и наука будущего», подготовленная городским Рериховским обществом, обозначила параллели между открытиями современной науки и мыслями Елены Ивановны, оставленными человечеству в ее письмах, в «Космологических записях, в работе «Изучение свойств человека» и других работах, а также в философско-этическом Учении Живой Этики.

Теория физического вакуума и торсионные поля, теория суперструн, голографический принцип построения Вселенной, «кротовые норы» и темная энергия, высокочастотная фотография, изобретенная супругами Кирлиан и позволяющая видеть излучения различных объектов природы и человека – это неполный ряд важных открытий, способствующий продвижению современной науки к признанию многомерности пространства, Единства в Многообразии, существования иных миров, более тонких состояний материи, участия человека в эволюционном процессе, а, значит, и его ответственности за судьбу человечества и планеты. Об этом неоднократно писала Е.И. Рерих в своих работах.

Елена Ивановна в своих трудах расставляла вехи новой, одухотворенной науки, где найдут свое место метанаучные методы познания, которые, по определению академика РАЕН и РАКЦ Л.В. Шапошниковой, «связаны с духовным пространством человека и его внутренним миром». Метанаука объединяет самые разные пути постижения мира – через художестенное восприятие, религиозный опыт, прозрения, видения, озарения, пророчества, свидетельства и т.д. «Метазнание, или сверхнаучное знание, как правило, связано с Высшим в Космосе и в силу этого имеет причинный характер, в то время как научное знание, связанное с исследованиями явлений плотной материи, носит характер следствия».

Такие философы «Серебряного века», как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, С.А. Булгаков, С.Н. и Е.Н. Трубецкие и ряд других обращались смело и бескомпромиссно к духовным проблемам космической эволюции человечества, к метазнаниям. В работах Н.К. Рериха, М.К. Чюрлениса, В.И. Сурикова, А.Н. Скрябина и других ощущался отзвук и величие инобытия из Высших сфер. Поэты-пророки, такие как Ф.И. Тютчев, А.А. Блок, А.Н. Толстой обогащали это направление своими уникальными стихами.

Многие русские ученые, среди которых были К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский, в своем творчестве обращались к новым идеям, связанным с представлением о строении Космоса и взаимодействии с нашей планетой. Вернадский считал, что в современном научном мировоззрении невозможно отделить то, что пришло в него от чистой эмпирической науки, от того, что пришло от метанауки.

Духовные и нравственные начала в науке прозвучали в работах более позднего поколения русских ученых – академиков А.Д. Сахарова, Б.В. Раушенбаха, Н.П. Бехтеревой. Интересны философские размышления математика, академика РАН Н.Н.Моисеева: «Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет и новая система ценностей».

Иными словами, если есть целостное восприятие мира, или мироощущение, то и система познания должна быть целостной, или синтетической.

Такая методология познания была заложена семьей Рерихов в 1928г. в основание Института Гималайских исследований «Урусвати», почетным президентом-основателем которого стала Елена Ивановна. С институтом сотрудничали видные ученые всего мира. Важным принципом его деятельности было сочетание древних знаний с современными научными открытиями. Разработки шли в русле новой, одухотворенной науки, вовлекавшей духовный мир человека в круг своего пристального внимания. В этом крупном научном центре велись философские, лингвистические, искусствоведческие, этнографические, ботанические, биохимические, космофизические, канцерологические исследования.

Известный художник, мыслитель, ученый-естествоиспытатель С.Н. Рерих вернулся к идее комплексного института, базирующегося на методологических положениях Живой Этики, через несколько десятилетий после его консервации во время Второй мировой войны. Он заложил в концепцию Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха широкую научную программу, которую в настоящее время реализует коллектив Центра под руководством ученого-космиста Л.В. Шапошниковой. Согласно подписанному в 2012 г. договору между МЦР и индийским Международным Мемориальным Трестом Рерихов вновь возобновляется деятельность института «Урусвати».

Е.И. Рерих знала, что новому знанию уготованы свои сроки, что наукедана возможность восстановить потерянную ею в веках связь с Высшим, что свет знания может изменить весь мир к лучшему, что знания – превыше всего! Она возлагала огромную надежду на Россию: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира». «Велик дух ее народа, и в страданиях и исканиях обретает он мощь непобедимую. Так суждено».

Наследие представителей «русского космизма» и думающих ученых более позднего поколения российской науки, формирующих целостный подход к явлениям Космоса, Природы и человеческого общества, – это не только научная концепция, но и практическое преображение жизни и сознания человека. Оно устремлено своими открытиями в Грядущее, в Новый Мир, для которого они и трудились.

В. Донская, О. Слепова

Фильм на ТРК Заречный к 135-летию Н.К.Рериха
film-NKR
 
Передача на ТРК Заречный о семье  Рерихов
film-Roerich-Family
 
Взгляд в будущее.
Школа № 222 г. Заречного
Пензенской области.