Странствия через века
В День Космонавтики в музейно-выставочном центре г. Заречного Пензенской области работали сразу две выставки: «Жизнь в невесомости», экспонаты которой приехали в Заречный из Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге, и выставка работ Михаила Михайловича Потапова «Странствие через века», предоставленная хранителем Музея-квартиры художника М.М. Потапова г. Соликамска, учеником художника Сергеем Ивановичем Лапиным.
Космос физический и духовный. Творчество уникального художника — египтолога, иконописца, писателя, почётного академика Российской Пушкинской академии, члена творческого союза художников России и Международной федерации художников, почётного гражданина города Соликамска Михаила Михайловича Потапова, чьё имя носит одна из малых планет - мир прекрасных мыслей, безмолвная сердечная молитва в красках.
Экспозиция выставки, включающая в себя подлинники и репродукции икон и картин знаменитой серии «Эхнотониана» М.М. Потапова, стала прекрасным подарком зареченцам ко Дню Культуры, который 20 лет назад был утверждён постановлением главы администрации города как ежегодный праздник, отмечаемый 15 апреля. Именно в этот день в 1935 году был подписан Пакт Рериха – Международный договор в защиту культурных ценностей всего человечества, было поднято Знамя Мира.
Совершенные образы в работах М.М. Потапова никого из присутствующих не оставили равнодушным. Дети озвучили мысль, что картины похожи на фотографии, почувствовав «живую жизнь», о которой говорила Л.В. Шапошникова на открытии выставки картин М.М. Потапова в общественном Центре-Музее имени Н.К. Рериха в 1998 году: «…Живая жизнь, одухотворенные и одушевлённые портреты давно ушедших исторических деятелей и, в первую очередь, великого фараона Египта Эхнатона и его жены Нефертити, их родственников. Мы никогда не знали, как улыбается Нефертити, мы никогда не знали, какие глаза у Эхнатона, но Михаил Михайлович до нас всё это донёс».
В своём очерке «Улыбка Нефертити» Людмила Васильевна приводит мнение Павла Александровича Флоренского о том, что русская ранняя икона имеет свои корни в искусстве Древнего Египта, что из Древнего Египта через фаюмский портрет, затем через Византию икона дошла до нас. И этот путь отражён в творчестве М.М. Потапова. Сам художник, словно белый парус, странствовал через столетия, проплывая по реке Жизни. А теперь и выставка его работ, благодаря сотрудничеству С.И.Лапина с рериховскими организациями, странствует по городам, принося людям послание из глубины времён - прекрасные слова св. Григория Паламы: «Когда же начнет рассветать день и утренняя звезда взойдёт в наших сердцах, человек, достойный имени своего, слышит неизреченные слова и видит недоступное взорам».
Ольга Слепова
« PREVIOUS
‹ PLAYBACK
STOP
PLAY ›
NEXT »
|