Живая Этика и новая парадигма культуры *
Е.И. Рерих
Н.К. Рерих
П. Тейяр де Шарден
Вначале XXI века все более активизируется процесс формирования новой научной картины мира, в чем ведущую роль играют разработки, осуществляемые в русле идей космического мышления. В связи с этим повышается степень актуальности дальнейшего исследования научного и философского наследия двух выдающихся русских ученых и мыслителей – Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, которые внесли в формирование космического мышления огромный вклад.
Научная картина мира, которая основана на социологическом мироощущении, испытывает в наши дни значительную трансформацию ввиду разработки все большего количества концепций, учитывающих многогранные связи человека с Космосом, а также раскрывающих сами механизмы таких связей. Среди этих подходов особое место занимает концепция культуры, которая была выдвинута и развивалась Н.К. и Е.И. Рерих в первой половине XX века. Данная концепция основана на методологических положениях философской системы Живой Этики и, по существу, многогранно раскрывается на страницах всех ее томов. Кроме того, эта концепция подробно разработана Н.К. Рерихом в его философско-художественных очерках о культуре (в которых отражены идеи Живой Этики); ряд важных ее аспектов содержится в философских работах и эпистолярном наследии Е.И. Рерих. Наконец, крупным действенным выражением данной концепции явился специальный международный договор по охране ценностей культуры – Пакт Рериха.
Научное и философское наследие Рерихов несет в себе стройную методологию изучения факторов и механизмов, обуславливающих единство человека с Космосом, о котором размышляли ведущие ученые и философы-космисты прошедшего века. Основой этого единства выступают прежде всего нравственные и этические моменты. Здесь надо сказать, что, например, такой крупный ученый, как В.И. Вернадский, в понятие «ноосферное сознание» включал космические истоки морали, отмечая, что должна существовать новая мораль, которая соответствовала бы этим истокам[1].
Под понятием «парадигма» мы будем подразумевать то определение, которое распространено в науке о культуре. Парадигма рассматривается как «совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. <...> Смена парадигмы – нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена парадигмы есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследовательских методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования»[2]. Новая парадигма неотъемлема также и от определенных новаций в мировоззренческом плане.
Если рассматривать Живую Этику, то содержащиеся в ней методологические положения[3] выступают основой качественно новых взглядов на культуру и являются той самой моделью и образцом, согласно которым может проводиться ее изучение. Важно, что осмысление культуры в пространстве идей Живой Этики предполагает изменение отношения к природе самой культуры. Это продиктовано прежде всего особенностями энергетического мировоззрения и более широким пониманием сущности материи. Кроме того, уже само название философской системы – Живая Этика – содержит в себе принципиальную новизну в отношении к культуре. Можно вполне определенно утверждать, что ранее этика не рассматривалась в контексте космической эволюции человека, где существует тесная связь между этическими принципами, космическими законами и продвижением человека по бесконечной лестнице усовершенствования своей материи. А в таком, эволюционном, смысле этика, открывающая новые грани осознания жизни человека в беспредельности, предстает именно живой.
Раскрывая тему принципиального отличия данной концепции от других существующих взглядов на культуру, важно отметить и такой момент. В науке о культуре утвердился целый ряд определенных парадигм, концепций и подходов: эволюционистская, плюралистическая, концепция игровой культуры, идеи, развитые в рамках структурализма, материалистическая теория и др. Их анализ позволяет выделить основные свойственные им принципиальные положения. При этом можно увидеть, что во всем множестве порой прямо противоположных идей все же есть нечто общее, а именно то, что культура в основном рассматривается в плоскости социологического мироощущения (хотя и во всем богатстве взаимодействия разнообразных культурных форм, самих культур и т. д.). Очевидно, что вышеназванные парадигмы и теории не рассматривают культуру и ее создателя – человека – в контексте эволюции всей космической структуры. Такое рассмотрение возможно в поле иного мышления – космического.
Здесь надо сказать, что утвердившееся в свое время социологическое мироощущение получило достаточно широкое распространение, поэтому все явления, в том числе и культура, рассматривались в его рамках, ограничиваясь лишь общественными отношениями, отделенными плотной завесой от эволюционных механизмов космической беспредельности. Н.А. Бердяев писал: «Все социальные учения XIX века были лишены того сознания, что человек – космическое существо, а не обыватель поверхностной общественности на поверхности земли, что он находится в общении с миром глубины и с миром высоты»[4]. В данном контексте нелишне отметить, что во второй половине XIX века большое влияние на становление науки о культуре оказывает сложившаяся в то время этнографическая наука, в русле развития которой культура становится объектом специального изучения. Исследования особенностей бытности народов, постижение самого человека в рамках социологического мироощущения той эпохи накладывали соответствующий отпечаток и на изучение культуры, которая рассматривалась преимущественно в аспекте социальных функций. Но с рубежа XIX–XX веков положение дел в научно-философском осмыслении человека и окружающего мира качественно и заметно менялось. С того времени в России начался длительный и масштабный процесс формирования нового космического мышления, в пространстве которого русские мыслители в числе других концепций развивали идеи относительно культуры.
Культура как глубинная сущность человека-микрокосма, культура, которая задействована в общей эволюционной схеме Мироздания, рассматривается в научном и философском наследии Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, а также в трудах академика Л.В. Шапошниковой, развивающей концепцию культуры Рерихов в наши дни. Это кардинальное отличие от иных концепций позволяет поставить вопрос о том, что идеи этих мыслителей относительно природы культуры составляют основу новой ее парадигмы, требующей глубокого научного изучения. Еще раз подчеркнем, что отличительной чертой этой новой парадигмы является то, что культура вводится в общекосмический эволюционный процесс и при этом рассматриваются составляющие и механизмы этого процесса.
Концепция культуры в системе познания Живой Этики
Космос и человек – именно это взаимоотношение необходимо рассмотреть, прежде чем говорить собственно о культуре. В сущности, все объекты этого мира, в том числе и человек, находятся в Космосе, под влиянием его бурной энергетической жизни, его ритмов, химизма пронизывающих его лучей, потоков различных частиц материи, магнитных токов, импульсов и т. д. В системе познания Живой Этики речь идет о Космосе, вещество которого состоит не из мертвой материи, предположительно «осветленной» кое-где в космических глубинах редкими искрами жизни, а из духо-материи, материи разнородной и одухотворенной, а значит – живой.
Сама структурированность Мироздания, известные науке строгие закономерности в эволюции космического вещества, законы, по которым организуется это вещество в пространстве и согласно которым происходит движение тел, осуществляются фундаментальные взаимодействия в природе, – все это не позволяет рассматривать развитие Вселенной, ее материи как случайное или хаотическое. А если оно закономерно и упорядочено, то едва ли мертвая материя может выступать началом всей этой сложнейшей организованности. Очевидно также и следующее: чтобы из хаоса возник порядок (на любом уровне), необходим соответствующий энергетический импульс со стороны более высокоорганизованной структуры. Согласно выводам синергетики для прохождения процесса самоорганизации в любой среде важно наличие энергетического воздействия из окружающего мира от более высоких самоорганизующихся систем. Е.И. Рерих утверждала формулу: «Разум рождает разум»[5].
В космическом мировоззрении Космос рассматривается не только как единая одухотворенная и устроенная разумно структура, но и как структура иерархическая. Е.И. Рерих, освещавшая в своих трудах многие космологические вопросы, а также особенности космической эволюции человека, писала, что «случайность не может руководить прогрессом человечества»[6]. Здесь заметим, что современными учеными ставится вопрос о невозможности объяснить биологическую эволюцию только с точки зрения хаотических мутаций и отбора. Или другой вопрос: почему эволюционное развитие идет от простого к сложному, иными словами, – в чем причина направленности этого развития[7]? Именно в таком Космосе, ставящем перед нами много непростых вопросов, творит человек – создатель культуры.
Продолжая тему космического единства, отметим, что, согласно философии Живой Этики, Космос пульсирует в определенном ритме, и эта пульсация обладает важными характеристиками. Она управляет всеми жизненными проявлениями, нарождением энергий и их смещением; судьбы народов и самой планеты находятся в прямой зависимости от космической пульсации; она намечает путь эволюции; обладает качеством творчества; наконец, космическая пульсация ощутима сердцем[8]. Тема пульсации Космоса подводит к осмыслению одного из самых центральных понятий Живой Этики – Космического Магнита, проявлением которого и названа «пульсация жизненного процесса»[9].
Космическому Магниту посвящено множество страниц в данной философской системе. Сказать о нем кратко достаточно сложно, поэтому здесь мы приведем лишь некоторые из тех основных граней, которые его характеризуют:
1) «в орбите Космического Магнита находится вся космическая эволюция»[10]; Космический Магнит играет главную роль в энергетической жизни Космоса, во всех обменных процессах, происходящих в нем. В свою очередь энергообмен выступает основным фактором космической эволюции, на каком бы уровне она не происходила;
2) Космический Магнит выявляет все Высшие законы[11];
3) Космический Магнит – сила творческая, и его творчество «устремляет человечество к истине»[12].
Л.В. Шапошникова, анализируя энергетическое мировоззрение Живой Этики, выделяет важные особенности этой высочайшей космической структуры. Ряд таких особенностей здесь необходимо обозначить. «...Космический Магнит – явление многомерное, с иным качеством энергетических процессов, нежели те, которые мы наблюдаем на Земле. <...> Космический Магнит есть главная и основная структура или сила, регулирующая энергетические процессы космической эволюции, творящая эту эволюцию и обусловливающая движение энергоинформационного обмена. Эта сила господствует во всем Мироздании, и вне ее ничего не существует. <...> Космический Магнит, представляющий собой одушевленную энергетику и обладающий высочайшим сознанием, сам является результатом бесконечной космической эволюции»[13].
Из вышесказанного следует, что человек, его творчество находятся в сфере влияния этой основной космической структуры. Здесь нельзя не вспомнить ряд идей выдающегося русского ученого А.Л. Чижевского, близко подошедшего к осмыслению той космической реальности, которая стоит за понятием Космического Магнита. Ученый считал, что творческие силы Космоса тесно связаны с феноменом самой жизни через пульс «космического сердца», вмещающего все Мироздание. «Быть может, и эруптивная деятельность на Солнце, и биологические явления на Земле суть соэффекты одной общей причины – великой электромагнитной жизни Вселенной. Эта жизнь имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Наука будущего должна решить вопрос, где зарождаются и откуда исходят эти ритмы. <...> Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца – этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет»[14]. Эти мысли А.Л. Чижевского очень близки концепции Живой Этики о Совершенном Сердце, которое в космической эволюции и энергетической жизни Мироздания играет ведущую роль.
По существу, в Живой Этике представлена и достаточно подробно разработана новая концепция человека. В данной философской системе человек назван «высшим проявлением Космоса»[15], ему отведено важнейшее место в творчестве и строительстве космическом. Будучи носителем космических сил и энергий, а также обладая способностью к восприятию и претворению в своей деятельности космических ритмов, идущих от энергетически более высоких структур Вселенной, человек может оказывать эволюционное воздействие на материю. Иными словами, он не просто создает нечто из материи, а может преображать и возвышать ее. Также само творчество человека, как и его природа, космично. «Наряду с творчеством Космоса действует часть его – дух человеческий»[16], – отмечается в Живой Этике. В данной философской системе раскрывается смысл новой ступени в развитии человека, постижение которой соответственно дает ему более широкое понимание космической реальности. Речь идет о возможности сознательно стать космическими сотрудниками[17], что достигается лишь в результате огромных внутренних усилий по преображению, или усовершенствованию, своих качеств, вместе с ними – своей энергетики, а значит – и собственной духо-материи. В этом процессе явление культуры оказывается основным. Причем культура, согласно Живой Этике, выступает в виде конкретной энергетической структуры, заключенной в человеке.
Культура – дух – сердце. Культура и ее развитие в системе познания Живой Этики связывается с особого рода тончайшей энергией, которая, как значится в источнике, «для упрощения» пока названа духом и к обнаружению которой человечество подойдет, например, через область нервных центров[18]. Елена Ивановна Рерих в своих трудах раскрывает природу этой тонкой энергии.
Все проявления жизни, как отмечает Е.И. Рерих, «есть результат движения и вибрации». И далее мы находим указание на то, что сама материя является духом в движении и вибрации[19]. Отсюда следует, что материя наделена жизнью, она неотделима от духа. Современная наука свидетельствует о том, что материи присущи движение, разнообразие уровней структурной организации, а также процессы самоорганизации. Саму же Беспредельность (синоним Абсолюта[20]), являющуюся ареной всех эволюционных процессов и бытия в целом, наполняет вечное движение. Следовательно, Космос един в проявлениях жизни. Особое внимание Е.И. Рерих уделяет прояснению взаимоотношения духа и материи, она пишет о едином явлении – духо-материи, которое имеет разные степени проявления. «Дух есть энергия, и мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Именно на всех планах, во всех действиях и мышлениях мы отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам все той же материи»[21].
Исходя из вышесказанного, дух есть особый вид материи и высокий по своему уровню вид энергии, – энергии огненной, неотделимой от понятия культуры. В одном из очерков Н.К. Рерих пишет о том, что культура не может существовать без огня и без сердца[22] – этих двух важнейших явлений в понимании природы культуры. Сердце (имеется в виду духовное сердце) человека и дух – едины. Сердце в Живой Этике названо «зданием огненным» и «домом Духа»[23], исходя из чего сердце можно назвать той высочайшей энергетикой в человеке, которая облекает дух. Согласно Живой Этике, именно в сердце человека находится сознание[24], ввиду чего сердце, как отмечает Л.В. Шапошникова, есть инструмент познания, в нем заключено особое мышление, и оно «называется мудростью, которая постигает окружающую действительность более качественно и более глубоко, чем сам интеллект. <...> ...эта “мудрость сердца” непосредственно связана с нравственными устоями человека»[25]. Одной же из важнейших особенностей духа как энергетической системы является то, что он есть познавательная сила[26]. А познавательные способности духа человека – это метанаучный способ познания, который в синтезе с научным способом приведет к целостному осмыслению бытия. Этот синтез необходим для становления нового космического мышления, и очевидно, что в этом становлении большая роль принадлежит именно культуре.
Тонкая энергия духа будет, как отмечалось выше, обнаружена через область нервных центров, которые, в свою очередь, тесно связаны с энергетическими центрами человека. Как подчеркивает Л.В. Шапошникова, человек заключает в себе много энергетических центров, но только у одного из них – у сердца – происходит энергообмен с мирами иных измерений и более высоких состояний материи. Из этого следует самая главная характеристика культуры – связь с Высшим. Причем эта связь обусловлена развитием определенных качеств – милосердия, сострадания, любви и им подобных, а также многих светлых устремлений, которые являются «путями сообщения с высшими энергиями»[27]. Эти качества и являются, согласно Живой Этике, действительным средством, соединяющим с мирами более высокого состояния материи. При этом из сердца исходит особый вид энергии – «светоносное соединительное вещество». «Потому эманации сердца постоянно творят светлое вещество, которое назовем как бы смыслом психической энергии»[28], – отмечается в Живой Этике. Жизнь сердца человека основана на этой высокой связи, причина же бессердечия коренится в отходе от нее.
Необходимо остановиться на одном важном качестве духа как энергетической системы. Дух обладает свойствами магнита, ему присущи качества собирательности и накопления[29]. Энергетический принцип магнита, которому в Живой Этике отведено большое место, лежит в основе многих процессов, даже жизнь человека основана на силе притяжения[30]. Все объекты притягиваются друг к другу соответственно: высшее к высшему, тонкое к утонченным формам, более грубое к более плотному состоянию материи. Можно сказать, что магнитными свойствами духа обусловлен и сам космический энергообмен, играющий ключевую роль в процессе формирования культуры в энергетическом поле духа. Л.В. Шапошникова, раскрывая в одном из своих трудов грани энергетического мировоззрения, пишет: «Магнит, с точки зрения Живой Этики, – это, прежде всего, энергия, притягивающая к себе другую энергию. Форма и структура магнита может быть самой разной, так же, как качество энергии, которую он в себе несет»[31]. Итак, магнит, магнитность – есть свойство энергии, и дух человека обладает таким свойством. Кроме того, согласно Живой Этике, дух есть творческая сила, а значит, и процесс творчества связан с принципом притяжения. В данной философской системе обращается внимание на то, что творчество основано на этом принципе, а также на то, что при самом творчестве происходит процесс энергообмена. Творчество можно понять как силу, связующую небо и землю (то есть различные состояния материи), ввиду чего дух творящего испытывает преображение, притягивая в свое поле соответствующие космические энергии и предоставляя возможность этим энергиям широко воплотить свое творческое начало. Человек творит с Космосом, и Космос творит через человека. Это еще один важнейший принцип нового подхода к культуре, в понимании которой процесс и сущность творчества играют ключевую роль.
Итак, космическая природа культуры раскрывается прежде всего через ту энергетическую реальность и творческую силу человека, которая названа духом, а также через явление целостности всей структуры Мироздания, в энергетической жизни которой духу человека отведена значительная роль. В связи с этим рассмотрим дух человека как аспект высшей, огненной энергии Космоса.
Огонь – центральное понятие Живой Этики. Как известно, мировое значение Огня запечатлено еще в древнейшей традиции осмысления Космоса. Например, бог Агни Ригведы – самый старший и почитаемый среди индийских богов. На Востоке Агни понимался всеобъемлюще, как пронизывающий все Мироздание, рождающий миры, правящий Вселенной. Можно вспомнить и космический образ «вечно живого огня» Гераклита. Отметим, что действие Огня как первоначала у Гераклита находится в зависимости от мирового закона. В Ригведе содержится нечто похожее: понятие «рита» как космический закон, порядок. Бытие Всеначальной (огненной) энергии, суть которого раскрывается в Живой Этике, также связано с едиными для всего сущего космическими законами. Во многих древних учениях понятие Огня присутствовало и занимало определенное место. В Живой Этике приводится внушительный свод таких источников: Пураны Индии, учения Египта, халдеев, Китая, Персии, классическая философия, Библия, Каббала, Христовы Заветы. «Также и утверждения новейших времен прибавят ценные определения Агни»[32], – отмечается в том же источнике.
В тонкой природе человека с понятием огня тесно связан его творческий дух, который является разновидностью огненной энергии Космоса. Огонь духа назван творческой силой человека[33]. В Живой Этике отмечается: «...энергия духовная есть стихия Космического Огня, который движет жизнью и насыщает все жизненные проявления»[34]. Вышесказанное наводит на размышление не только о сущностном единстве глубинной природы человека и Мироздания, но и об огромных творческих силах, содержащихся во Вселенной. Если дух (энергетикой которого обусловлено космическое единство), наполняющий все сущее, неотъемлем от творчества, то этим процессом охвачен весь одухотворенный Космос, само пространство, слагающееся из различных состояний материи. Механизмы такого невидимого процесса нам еще предстоит постичь. Это откроет новые пути к пониманию того, что бытие Вселенной не основывается на безжизненных механических законах, складывающихся спонтанно, а находит опору в бесконечных степенях одухотворенной материи, доходящих до высочайших уровней сознания и творчества.
Итак, Огнем в системе познания Живой Этики названа Основа Мироздания – Всеначальная, первозданная энергия (огненная энергия), которая обладает качеством неизменяемости при общей подвижности картины Космоса (единство в многообразии). В каждом атоме и в каждой клетке всего существующего в виде психожизни проявлена Всеначальная энергия, но, как пишет Е.И. Рерих, «свойства или качества ее многоразличны»[35]. В частности, энергия мысли является одним из самых высших качеств Всеначальной энергии. Высшим же аспектом ее выступает психическая энергия. Е.И. Рерих уточняет, что все подразделения на дух, душу и т.д. «по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия»[36].
Психическая энергия – мысль. Эти глубоко взаимосвязанные явления также раскрывают определенные грани культуры. Рерихи в своих трудах уделяли значительное место природе мысли, проблеме ее научного изучения как двигателя жизни, как реальной, мощной и неуничтожимой энергии. Эта энергия связана с важным принципом притяжения, на что есть многочисленные указания в Живой Этике. Энергии мысли присуща способность создавать новые сочетания, у нее есть свои законы распространения, и ее последствия, как отмечала Е.И. Рерих, могут распространяться «далеко за пределы воображения»[37]. Согласно Живой Этике, мысль наполняет пространство и действует в нем, вызывая особые вибрации. При этом важна связь мысли и тончайшей энергетики духа. «...Мысль, лишенная вибрации духа, есть явление мертвенности», – отмечается в книге «Беспредельность»[38]. В энергетике духа заключена особая сила мысли, ее космичность, ее беспредельность. Можно также сказать, что мощь мысли сосредоточена в пространстве культуры (системы духа) и совершенствование мысли может происходить лишь на ее почве.
Наконец, мысль тесно взаимосвязана с таким явлением, как психическая энергия, которая, в свою очередь, связана с развитием сердца. Е.И. Рерих записывала: «Огненная энергия наполняет все пространство, но становится психической энергией при сочетании с мыслью»[39]; и еще: «Именно огонь пространства, будучи осознанным, превращается в психическую энергию»[40]. Процесс же осознания можно отнести к глубокому пониманию сердцем. Как отмечала Е.И. Рерих, мощь психической энергии основывается именно на развитии сердца. Отсюда становится понятным, почему психическая энергия имеет отношение к воплощению творческих идей[41]. Следовательно, это есть высокий вид энергии, основанный на связи человека с Высшим и имеющий отношение к явлениям духовности и творчества.
На примере психической энергии можно отметить, что Живая Этика имеет прочную опору в познавательной традиции прошлого, мы имеем определенное доказательство непрерывности знания в веках. «Один поток той же энергии»[42], – сказано в Живой Этике. То, что называется психической энергией, есть София эллинов, Сарасвати индусов. Указывается и на то, что признаки психической энергии заключены в таком высочайшем понятии христиан, как Святой Дух и т. д. На современном же этапе развития человечества данный вид энергии раскрывается шире, и создатели Живой Этики отмечают, что эта философская система «не что иное, как выявление современного применения энергии», которая приближается вместе с новой эпохой в эволюционном развитии человечества[43]. Соответственно и сам подход к культуре здесь освещается именно в практическом ключе, что можно назвать одной из главных характеристик той парадигмы культуры, которая заключена в Живой Этике. Культура в рамках энергетического мировоззрения, многосторонне раскрытого на страницах Живой Этики, выступает не отвлеченным явлением, которое человек может включать в поле своего внимания или может вовсе не учитывать, а именно явлением живым, ежедневно необходимым для его развития.
В целом мы приходим к такой смысловой связке понятий: дух – сердце – сознание – мысль – психическая энергия – творчество – культура. Совсем не случайно данную цепь мы замыкаем именно культурой, которая синтетически вместила в себя все эти явления, а значит, можно утверждать, что она занимает ключевое место в эволюции человека, причем в ее космическом понимании. Учитывая это, отметим, что культура не может не быть связанной с целым рядом космических законов. Ее осмысление через определенные законы Космоса, которые раскрыты в Живой Этике, – также можно отнести к особенностям новой парадигмы, которые отличают ее от ранее выдвинутых концепций. Среди таких законов можно назвать следующие.
Закон двойственности. Культура выражена в двух аспектах. Первый и главный (причинный аспект) – как энергетическая система духа человека, которая, развиваясь, находится в непрестанном энергообмене с высокими космическими структурами и в результате творческой деятельности которой на планете возникает тонкое и мощное энергетическое поле – основа плодотворного развития цивилизации. Второй аспект – это материальные формы культуры, которые напитаны этой высоковибрационной энергетикой и которые мы можем видеть, осязать, а саму энергию воспринимать на уровне чувств. Энергетика духа, будучи ведущей, или причинной, преображает, или одухотворяет, тот более плотный вид материи, который ее облекает.
Закон притяжения отражен прежде всего в том, что дух человека обладает свойством магнита, притягивая в свое поле энергетику, которая соответствует его уровню вибраций.
Закон энергоинформационного обмена, который является основой и самим механизмом развития духа. Энергообмен происходит в русле космических законов, которые, в свою очередь, неотъемлемы от этики. Поэтому нарушение этических принципов, следовательно – и определенных законов, а значит, и самого энергообмена, – это все один процесс, который приводит к затруднениям в развитии энергосистемы духа и в конце концов к бескультурью.
Закон Космической Иерархии, в энергообмене с которой состоит дух человека, исходя из того, что Космос является целостной одухотворенной системой. Энергетический обмен с Высшим и есть основа развития культуры в глубинах человеческой природы.
Закон свободной воли. Речь идет о духовной свободе: система духа при процессе энергообмена должна быть открытой. Духовная несвобода и бескультурье очень близки, в том числе и в тех следствиях, которые происходят на энергетическом уровне и которые выражаются в нарушении энергообмена.
Закон духовного преображения через Красоту. Красота является важнейшим устоем культуры, она есть энергетическая основа, главный принцип, согласно которому происходит развитие или усовершенствование духа. Красота, как отмечает Л.В. Шапошникова, есть «одно из формообразующих условий в энергетическом поле Культуры»[44]. Научиться воспринимать красоту и понимать ее смысл – значит сделать важный шаг к собственному духовному преображению, ибо она несет с собой высокую энергетику духа, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром человека, гармонизируя его и умножая его энергетический потенциал.
Закон противодействия Непроявленного: здесь и на уровне Космос – Хаос, и в отношении к человеку, что, в частности, выражается в противостоянии добра злу, порядка, или окультуривания – беспорядку как разрушению, или хаосу; в этом противостоянии нагнетается необходимая для эволюционного продвижения энергетика.
Закон соответствия связан как с самой культурой, так и с метанаучным способом познания, важнейшей характеристикой которого являются познавательные способности духа человека (осуществляемые посредством сердца). Здесь главное – соответствие между определенным духовным уровнем развития человека и возможностью получения знаний умозрительным путем с опорой на интуицию. Высокое познание, которое идет через внутренний мир человека, доступно тем, кто смог сложить внутри себя поле высокой культуры.
Закон единства Космоса. Само понятие «дух» (его природа и механизмы развития) является одним из основных в постижении космического единства.
Культурно-историческая концепция Н.К. Рериха
Прежде всего надо сказать о двух важных моментах. Во-первых, и концепция культуры, и историческая концепция Н.К. Рериха неотделимы от идей Живой Этики. Эта философская система положена в основу его разработок относительно осмысления природы культуры и цивилизации. В исторической концепции она также занимает ведущее место наряду с материалами Центрально-Азиатской экспедиции, сыгравшей ключевую роль в становлении взглядов Николая Рериха на исторический процесс. Во-вторых, и положения концепции культуры Н.К. Рериха, и идеи его исторической концепции нашли выражение в его художественном творчестве, в многочисленных сериях его картин. О научности художественных работ Н.К. Рериха пишет Л.В. Шапошникова в своем исследовании «Ученый, мыслитель, художник»[45]. Также академик А.П. Окладников отмечал научность художественного творчества Н.К. Рериха, в частности, археологическую точность выбранного художником сюжета.
Так сложилось, что те качества и достижения, которые соединились в Н.К. Рерихе, были неотъемлемы от решения такой глобальной проблемы человечества, как сохранение мирового культурного наследия. Как историк и археолог, он погружался в прошлое, чтобы с помощью его уроков осмыслить пути будущего развития. Как художник, он оставил потомкам широкую панораму тех жизненных основ, которые мы называем непреходящими ценностями. Как литератор, он запечатлел в слове важнейшие вехи культурной эволюции человечества, которой придавал не узкоземной смысл, но рассматривал в космических масштабах. В этой многообразной деятельности вызревала своя концепция культурно-исторического процесса и связанная с ней идея международного соглашения по охране культурных памятников и просветительных учреждений, нашедшая выражение в подписанном позднее специальном Договоре – Пакте Рериха.
Историческая концепция Н.К. Рериха, тесно связанная с его взглядами на культуру, впервые была раскрыта Л.В. Шапошниковой в таких трудах, как «Веления Космоса», «Мудрость веков», «Мастер», «Ученый, мыслитель, художник». В целом взгляды Николая Константиновича на историю неотъемлемы от осмысления им космических законов и их влияния на исторический процесс. В частности, его интересовала проблема великих переселений народов, миграций, он занимался исследованием бурной истории кочевого мира и причин великих сдвигов, происходивших в этом мире. У эволюции есть свой космический ритм, одним из отражений которого были данные переселения. Анализируя оригинальную философию истории, созданную Н.К. Рерихом, Л.В. Шапошникова замечает, что «основу исторических взглядов Рериха, выработанных с помощью концепции Живой Этики, составляло методологическое положение об историческом процессе как космическом явлении»[46]. На этом методологическом положении, как отмечает ученый, основывалась новая философия истории.
Надо сказать, что идеи оригинальной концепции культуры Н.К. Рериха, который, базируясь на Живой Этике и выходя на проблемы космической эволюции, раскрыл ее смысл и философское значение, впервые выявлены Л.В. Шапошниковой, открывшей для науки имена Рерихов как выдающихся философов культуры. При этом можно констатировать, что глубокие исследования концепции культуры Рерихов пока представлены работами только этого ученого. Опираясь на эти работы, а также на труды самого Н.К. Рериха, мы представим в очень кратком, тезисном изложении ряд основных идей концепции культуры Н.К. Рериха.
1. Четкое разграничение понятий «культура» (сфера духа) и «цивилизация» («общественное строение жизни»), которые, несмотря на различную природу и назначение, в то же время представляют собой целостную структуру, где приоритет принадлежит культуре. Поэтому ухудшение и спад достижений цивилизации, выразившиеся в кризисе экономики, политики, социальной сферы и т. д., есть прежде всего следствие упадка культуры, или духовного кризиса. То глубокое взаимодействие, которое существует в паре «культура – цивилизация», позволяет объяснить основные особенности культурно-исторического процесса, в частности, причины циклов расцвета и упадка исторических периодов.
2. Каждое явление имеет циклическое развитие, это касается также «культуры – цивилизации»: дифференциацию сменяет синтез. Установление гармонии во взаимодействии культуры и цивилизации (в случае их расхождения) является эволюционной целью. Далее должен последовать синтез этих двух явлений, «который утончит и одухотворит структуры, связанные с обустройством жизни самого человека»[47]. Эпохи расцвета культуры и ее упадка находятся в зависимости от приближения или удаления от точки синтеза культуры и цивилизации. Синтез этих явлений (который Л.В. Шапошникова рассматривает с позиции взаимодействия духа и материи) «изменит смысл цивилизации, одухотворит ее и превратит Культуру и цивилизацию в целостное явление, но действующее уже на более высоком уровне, нежели в своем изначальном варианте»[48]. В предстоящем синтезе культуры и цивилизации важнейшая роль принадлежит науке, причем науке трансформированной, основанной на нравственных принципах, лишенной отрицаний и предубеждений, открытой к широкому познанию, учитывающей и использующей знания предыдущих эпох. Культура выступает как «синтез действенного Блага»[49]. Культура двигает эволюцию, а находящаяся с ней в гармонии цивилизация держит на себе «материю этой эволюции»[50]; при этом достижения цивилизации не могут быть оторваны от развития культуры, но имеют цель в русле этого развития.
3. Эволюционная связь культуры с Учителями человечества, ее связь с Высшим, с мирами иного состояния материи; усиление этой связи в будущем, в виду наступления очередного эволюционного витка.
4. Необходимость для культуры явления творчества как важнейшего залога связи с Высшим, с материей и энергией высокого состояния. Язык творчества – язык сердца, его объединяющее начало. «Культура – есть сердце»[51].
5. В Культуре – источник красоты, которая есть «энергетический закон гармонии духа»[52].
6. Исторический (а значит, и культурный) процесс как космическое явление; определенная роль в этом процессе механизмов энергетического обмена. Неотъемлемость движения космических энергий от таких культурно-исторических событий, как переселение народов, которое происходит в ритме космической эволюции и которое связано с энергообменными процессами[53].
7. Связь времен прошлого, настоящего, будущего, которая необходима для устойчивого развития социума, обеспечивается прежде всего культурной преемственностью, базирующейся на непреходящих ценностях.
8. Неуничтожимость культуры, ее тонкого духовного поля (несмотря на подверженность разрушению ее материальных носителей) в отличие от преходящих, гибнущих цивилизаций; «вечная жизненность» семян культуры – по выражению Н.К. Рериха[54].
9. Необходимость действенной защиты культуры, причем не только путем правительственных распоряжений, но и активной роли общества в целом.
Ввиду всего вышесказанного отметим, что концепция культуры, которая содержится в трудах Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, и ее научное осмысление, а также дальнейшее развитие, которое осуществляется в наше время Л.В. Шапошниковой, – все это является свидетельством становления и развития качественно новой парадигмы культуры. В отношении названия, отражающего суть данной парадигмы, надо сказать, что наиболее целесообразно использовать то определение, которое дала самой культуре Л.В. Шапошникова, – «самоорганизующаяся система духа», то есть это, выраженное в краткой формуле и уже введенное в научный оборот определение, целесообразно перенести также и на само название новой парадигмы. Объяснить это можно тем, что данное определение по своему смыслу неотделимо от сути той концепции культуры, которую выдвинули и развивали в своих трудах Н.К. Рерих и Е.И. Рерих. То есть новую парадигму можно по праву назвать парадигмой самоорганизующейся системы духа. Это обосновывается прежде всего тем, что в Живой Этике культура рассматривается через энергетическую систему духа. Что же касается понятия самоорганизации, то напрямую Рерихи о нем не писали, но вместе с тем Н.К. Рерих отмечал, что культура «есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции»[55]. А это соответствует одному из главных принципов самоорганизационных процессов: самоорганизация какой-либо системы происходит под воздействием более сложной (высшей относительно данной) системы, говорим ли мы о духе человека, в пространстве которого формируется и развивается культура, или об иных космических явлениях.
Очевидно, что новой парадигме культуры должны соответствовать определенные функции культуры.
Функции культуры в ее новой парадигме
Поскольку природа человека рассматривается наукой о культуре преимущественно с позиций социологического мироощущения, все известные функции культуры – человекотворческая (гуманистическая), познавательная, адаптивная, интегративная, регулятивная, коммуникативная, аксиологическая, информационная и др. – имеют в основном социальную окраску (в сущности, и самой культурологией многие из этих функций характеризуются как социальные). Если же мы рассматриваем эволюцию человека в рамках целостной космической структуры, то данные функции не могут, на наш взгляд, дать соответствующую характеристику культуре. В таком случае логично будет вывести ряд новых функций культуры, которые отвечали бы ее новой парадигме как самоорганизующейся системы духа. (Конечно, этим не отвергаются прежние функции, которые на своем уровне отображают определенные выявления или следствия развития культуры в поле духа человека.) Такими функциями могут быть следующие.
Связующая функция. Культура выступает важнейшим условием связи человека с высшими, более утонченными состояниями материи, высокоорганизованными космическими структурами, импульс которых и обеспечивает самоорганизационные процессы в энергетическом поле духа человека, а значит, и само существование и развитие культуры. Глубинная связь человека с Космосом, Высшим происходит на уровне развития в нем этических, нравственных основ или его культурного уровня. Эта связь, ее особенности являются важнейшим положением космического мышления и новой системы познания и требуют научного осмысления. Таким образом, понимание этики существенно расширяется, включая не только межличностное и общественное значения, но выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл. Этика есть главное условие энергообмена, который двигает эволюцию человека. Как отмечается в книге «Сердце»: «Этика есть практическая фармакопея, чтобы простейшим путем привлекать пространственные энергии»[56].
Любая энергия обладает вибрацией, уровень которой зависит от качества энергетики какой-либо структуры – ее носителя. Культура, имеющая отношение к высоковибрационной энергетике духа (как части космической структуры), находится в естественной связи с высокими космическими ритмами, дающими импульсы развития различным состояниям материи. Соответственно и все запечатления творчества духа человека – материальные носители культуры – также наделены как особой энергетикой, вложенной в них человеком-творцом, так и определенными связями с энергетической жизнью Космоса. Взятые вместе, эти материальные носители культуры образуют обширное энергетическое поле, которое связано с ритмами высоких космических структур и на базе которого плодотворно развивается цивилизация. Такое поле, так же как и дух человека, способно к самоорганизации, к развитию, ибо оно продолжает сохранять живую связь с человеком посредством энергоинформационного обмена. В своей совокупности эти поля составляют энергетическое поле всей планеты, которое, в зависимости от силы и насыщенности, может притягивать (энергия как магнит) соответствующие энергии из Космоса. Таким образом, те процессы, которые происходят в духе человека (формирование культуры) под воздействием космического энергоинформационного обмена, отражаются на энергетике всей планеты, также задействованной в этом обмене. Эволюции человека и планеты тесно связаны, одна без другой не могут существовать. Из всего этого следует существование жизненно важной необходимости, или космической целесообразности, сохранения объектов культуры, которые связывают, образно говоря, небо и землю.
Преображающая функция. Культура как самоорганизующаяся система духа, будучи неотъемлемой от творчества, преображает окружающую материю, способствуя ее утончению и повышению уровня ее энергетики. Можно также сказать, что данное преображение обеспечено тем космическим энергообменом, в котором задействован дух человека и вся планета. Развивающаяся в поле этого духа культура изменяет качество всех тонких структур человека. В целом неотделимый от культуры этический и энергетический процесс преображения человека, то есть усовершенствование его внутренних качеств, – и есть основная составляющая пути его космической эволюции. Постепенно преображается и та территория, на которой сосредоточено большое собрание культурных сокровищ, так как она заключает в себе высокую энергетику творений духа человека, связанную с соответствующими творческими ритмами самого Космоса. Важным фактором в этой функции выступает внутреннее, сознательное устремление человека к чему-то более высокому и совершенному.
Эволюционная функция. Культура есть устой космической эволюции, так как неотъемлема от творческой и преображающей материю силы духа, который задействован в общекосмическом эволюционном процессе. Действуя в рамках различных состояний материи, эта сила одухотворяет и совершенствует последнюю (то есть более грубые состояния духо-материи), что способствует достижению главной цели эволюции. Без культуры эволюционный процесс, охватывающий не только человечество, но и всю планету (эту связь в определенной мере можно продолжить и далее, в Космос), затихает, прекращается и поворачивает в сторону инволюции. Бескультурье как пренебрежение космическими законами в масштабах планеты, эволюционирующей вместе с человечеством, оборачивается глобальными кризисами и всевозможными природными катастрофами.
Спасительная функция. Именно в культуре, в ее осмыслении, защите и всестороннем развитии состоит выход из того кризисного положения, в котором оказалось человечество. Как подчеркивал Н.К. Рерих: «Выше панацеи Культуры не знало человечество»[57]. При исследовании культуры с точки зрения космического мышления раскрывается ее приоритетное положение как в духовном развитии, так и во всех сферах деятельности человека. Такой подход к культуре дает возможность формировать вполне четкую стратегию выхода из многочисленных кризисов, требующих в настоящее время неотложного разрешения, – главным из которых, стоящим в основе всех остальных, является кризис духовный, кризис культуры.
* * *
Живая Этика дает возможность глубже осмыслить то, во многом удивительное и столь важное для нас явление, которое мы называем привычным словом «культура». Речь идет о проникновении в ее природу, необходимость которого продиктована самим временем. Ибо рассуждения вокруг культуры, а также подмена ее иными понятиями не дадут выхода из кризисных состояний общества; отвлеченное же к ней отношение, постепенно переходящее в полное игнорирование, приведет к еще большей бездуховности, к еще более глубокому и тотальному упадку всех аспектов цивилизации. Бездуховность – значит без духа, без высших связей, без целостного понимания человека и без учета тонкой материи, без Космоса и всех тончайших взаимодействий. Лишь обращение к глубинам природы самого человека, не оторванного от сложной и многомерной реальности Космоса, познание сущности и основы его эволюции может дать выход. При вдумчивом рассмотрении такой основой будет именно культура.
Ввиду всего вышеизложенного мы приходим к следующим выводам.
1. Среди распространенных концептуальных взглядов на культуру, идей по осмыслению ее природы, которые широко изучаются культурологией, нет такой концепции, в которой культура рассматривалась бы с точки зрения ее задействованности в общекосмическом эволюционном процессе и при этом раскрывались бы особенности и сами механизмы этого процесса. В то же время такой подход существует в поле космического мышления. Идея включенности культуры в общие эволюционные процессы, протекающие в целостной структурированной системе Мироздания, развита в трудах Е.И. Рерих, Н.К. Рериха и Л.В. Шапошниковой, в которых мы находим новое, фундаментальное представление о культуре, новые подходы к ее изучению, пониманию ее эволюционной роли и закономерностей ее формирования. Это существенное отличие от иных концепций дает все основания поставить вопрос о качественно новой парадигме культуры, идеи которой постепенно развиваются в наши дни. Эту парадигму можно по праву назвать парадигмой самоорганизующейся системы духа. В трудах вышеназванных ученых содержатся методологические основы для ее дальнейшего развития.
2. Новая парадигма культуры предполагает изменение отношения к исследуемому явлению, что продиктовано особенностями энергетического мировоззрения. В новой парадигме природа культуры и закономерности ее развития раскрываются в контексте целостного взгляда на человека и весь культурно-исторический процесс. Этот взгляд предполагает неотъемлемость от особенностей развития всей космической структуры, поэтому культура здесь играет ведущую роль в космической эволюции человечества. Речь идет не об отдельных идеях космичности природы человека и развивающейся в нем культуры, не о фрагментарных космических влияниях, но о природе культуры как космического явления, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. Ведущая роль в раскрытии явления культуры как фактора космической эволюции человечества принадлежит Живой Этике. В целом же концепция культуры Рерихов является одним из крупнейших достижений научной и философской мысли XX века, и этот факт нельзя не учитывать.
3. Культура есть самоорганизующаяся система духа, задействованного в космическом энергоинформационном обмене с более высокими структурами Мироздания. Иными словами, в энергетическом поле духа человека происходят самоорганизационные процессы, которые складывают этот дух в систему культуры. В самоорганизационных процессах важнейшим условием выступает импульс от более высоких самоорганизующихся систем. Культура предстает перед нами как явление природное, которое формируется естественно, в глубинах нашей духовной и космической природы. Все это раскрывает особенности такого явления, как энергетическое поле культуры, которое, по своей тонкой природе, неразрушимо, что отличает культуру от преходящей природы цивилизации. Это разные явления, их назначение, как и их природа различны, но в то же время они постоянно находятся в глубоком взаимодействии, уровень которого обуславливает особенности конкретного периода культурно-исторического процесса какого-либо региона планеты. В целом же приоритет остается за культурой, которая выступает основой для благотворного развития цивилизации.
4. Принципы случайности и спонтанности не могут быть положены в основание развития материи, а также в само возникновение законов, по которым происходит это развитие. В структурированной и развивающейся по строгим законам Вселенной закон ведущей роли Высшего является основой космической эволюции, как в целом, так и в частных примерах, что находит определенное отображение в самоорганизационных процессах, раскрываемых в синергетике. Поскольку самоорганизация происходит благодаря воздействию более высокой и сложной системы, а сам термин «синергетика» восходит к значению «содействие», «сотрудничество», здесь уместно сказать, что это сотрудничество может пониматься не только на уровне согласованного действия элементов системы, перешедшей в неравновесное и возбужденное состояние, но и в смысле сотрудничества с теми силами, которые явились причиной такого состояния, ведущего к структурогенезу. Подробно раскрываемая в Живой Этике концепция космического единства основывается на таком ведущем положении, как существование одухотворенного Космоса, а также на действии в нем разумных сил, высокоразвитых сознаний, стоящих на иных, более высоких ступенях космической эволюции. Согласно Живой Этике, ведущим в Мироздании является принцип Иерархии. Направленное энергетическое воздействие тех, кого Л.В. Шапошникова называет «субъектами Космической эволюции», сознательно воздействующими на эволюцию человечества, непосредственно относится к культуре, или к самоорганизующейся системе духа человека[58]. Из этого следует, что происходящая благодаря связи с Высшим самоорганизация духа человека, его развитие (то есть развитие того энергетического явления, которое мы называем культурой) подвигает к осознанию реальности существования разумной Иерархии в Космосе. Ибо лишь высшая система продвигает низшую, но не наоборот. Энергообмен с Высшим и есть основа развития культуры в глубинах человеческой природы. В космических же масштабах этой самоорганизацией, живой цепью самоорганизующихся систем держится упорядочение Космоса, одним из значений которого и является «порядок». По существу, речь идет о научном обосновании реальности и самой необходимости Иерархии как основного строительного и эволюционного принципа в одухотворенной структуре Вселенной. Очевидно, что силы и процессы антиэнтропийного характера, о которых свидетельствует синергетика, не могут возникать ввиду совершенно случайных механизмов, которые образуются якобы сами по себе в космическом пространстве.
5. При рассмотрении культуры с точки зрения Живой Этики наиболее ярко выступает сам смысл того, почему Этика – Живая. Во-первых, культура занимает главное место в космической эволюции человека. Во-вторых, сама возможность обретения жизни в Беспредельности обусловлена развитием именно культуры, или усовершенствованием духа человека, для которого Космос, более высокие состояния составляющей его материи есть родной дом. То есть эту жизнь, это непрерывное продвижение определяет культурный уровень человека, или, иными словами, Этика.
__________________________
[1] См.: Назаров А.Г. Что такое космизм в идее ноосферы / В кн.: Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы междунар. науч.-обществ. конф. (2003). В 3-х т. Т. 1. М.: МЦР, 2004. С. 155.
[2] Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003. С. 307.
[3] См.: Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [Вступ. ст.] / Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 53–58.
[4] Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. С. 130.
[5] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 200.
[6] Там же. С. 192.
[7]Например, см.: Гиндилис Л.М. Проблема Космического Разума в свете универсального эволюционизма // Философские науки. 2006. №7. С. 98–101.
[8] Беспредельность, 440, 441.
[9] Там же, 291.
[10] Там же, 889.
[11] Там же, 463.
[12] Там же, 918.
[13] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3-х кн. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005. С. 764–765.
[14] Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной / Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 322–324.
[15] Беспредельность, 25.
[16] Беспредельность, 454.
[17] Там же, 503.
[18] Знаки Агни Йоги, 42.
[19] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. С. 245.
[20] Рерих Е.И. Письма. Т. 3 (1935). М.: МЦР, 2001. С. 228.
[21] Там же. С. 227.
[22] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1997. С. 90.
[23] Сердце, 99.
[24] Там же, 354, 358.
[25] Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. 2005. №4. С. 44.
[26] Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 48.
[27] Сердце, 374.
[28] Сердце, 374.
[29] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. С. 242.
[30] Беспредельность, 234.
[31] Шапошникова Л.В. Вселенная Мастера. С. 763.
[32] Мир Огненный, I, 311.
[33] Беспредельность, 79.
[34] Иерархия, 369.
[35] Рерих Е.И. Беседы с Учителем // Новая Эпоха. №1, 1999. С. 52.
[36] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 504.
[37] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. С. 283.
[38] Беспредельность, 584.
[39] Рерих Е.И. Беседы с Учителем. С. 51.
[40] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 504.
[41] Рерих Е.И. Письма. Т. 5 (1937). М.: МЦР, 2003. С. 229.
[42] Знаки Агни Йоги, 416.
[43] Там же, 416.
[44] Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры / Защитим культуру: Материалы междунар. обществ-науч. конф. (1995). М.: МЦР, 1996. С. 81.
[45] Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 85–86.
[46] Там же. С. 128–129.
[47] Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции [Предисл.] / В кн.: Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 11.
[48] Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции. С. 17.
[49] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 42.
[50] Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции. С. 16.
[51] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 42.
[52] Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции. С. 6.
[53] Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996. С. 355, 358, 322.
[54] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 90.
[55] Там же. С. 101.
[56] Сердце, 104.
[57] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 82.
[58] Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 5–6.
* С полным текстом данной работы можно будет ознакомиться в сборнике «Труды Объединенного Научного Центра проблем космического мышления», т. 2, который готовится к печати.