Постигаем истину через творчество и красоту
Красота, как и любая гармония, оказывает
удивительное влияние на нас и на подрастающее
поколение. Дети, которые воспитываются
в окружении прекрасного, всегда стремятся к
идеалу красоты. Прекрасное окружение
порождает красивые, гармоничные мысли.
С.Н.Рерих. «Искусство и Жизнь».
В Памятный день Святослава Николаевича Рериха, в рамках выставки детских творческих работ победителей Международного конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса, предоставленной Благотворительным Фондом имени Е.И.Рерих и Международным Центром Рерихов, в музее зареченской МОУ «СОШ № 222 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля» состоялась литературная гостиная «Мир преобразится Красотой» для учащихся 5-х классов.
Эпиграфом для встречи стали слова С.Н.Рериха «Будем стремиться к Прекрасному!»
Литературную гостиную провела поэтесса, член городского литературного объединения «Радуга» Ольга Слепова. Это её очередная встреча со школьниками города и школы. Своим литературным творчеством, духовной и моральной поддержкой, что называется, она подставляет плечо под наше общее дело. Вот и на этой встрече в диалоге с детьми с помощью своих стихов устремляла к Красоте, Красоте во всём: природе, творчестве, в жизни, во взаимоотношениях друг с другом - направляя слова в детские сердца, обращая в смыслы - смыслы нашего существования на Земле и в нашем большом доме, имя которому - Космос.
Мы – искры пламенных соцветий,
В Саду Вселенском рождены.
Там кружится свободный ветер
Среди бездонной глубины.
Там звёзды яркими цветами
Сияют по ночам и днём,
Питают жизнь земли лучами –
Своим божественным огнём.
И мы подарим свет планете,
Убрав из сердца сорняки.
Мы – Космоса родные дети,
В Саду Едином мы ростки.
О.Слепова.
Чтобы поддерживать интуитивное чувство связи с Высшим, такая работа с детьми должна вестись постоянно. Созвучие с огромным Космосом достигается интеллектуальным сердечным трудом, пробуждением дремлющих чувств.
После литературной гостиной дети окунулись в мир творчества юных художников, чьи работы представлены на выставке «Мы – дети Космоса». И вновь произошла встреча с Прекрасным, подаренная им их сверстниками.
Среди пятиклассников были учащиеся художественного отделения, которые с особым трепетом рассматривали отдельные рисунки, такие как «Архитектор Мироздания», «Разговор», «Вселенная», «Лунные горы», «Космические сны», «Мелодии Космоса». Дети не были многословны, но своими чувствами они протягивали руки друг к другу. Так бывает, когда возникает возможность ощущать локоть и плечо рядом идущего. Самая высокая оценка детей – «восхитительно!»
«… И придёт новый путь красоты и мудрости. Лучшие сердца уже знают, что красота и мудрость – не роскошь, не привелегия, но радость, сужденная всему миру на всех ступенях достижения. … Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с малых лет ребёнка. Уберегите от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений. Бичи человечества – пошлость, одиночество и тягость жизнью – минуют молодую душу творящего.
Откройте пути благословения» (Н.К.Рерих. Пути благословения).
Для школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля тема красоты и творчества всегда была главной. Педагогический коллектив школы понимает, что основное предназначение человека – творчество и созидание. Велика сила творчества. «Творчество – есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, не бывшего, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающая, ни из чего не рождающегося, - писал Н.А.Бердяев. – Тайна творчества есть тайна свободы. Творчество только и возможно из бездонной свободы, ибо лишь из бездонной свободы возможно создание нового, не бывшего».
В простейшем смысле творчество – это свободный полёт воображения, это обострённая интуиция, которая может выливаться в изобретения и открытия. На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и воображение слито воедино. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далёкими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества.
Взрослые рисуют чайник, а ребёнок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый может укорить ребёнка: «Не говори глупостей, это чайник». Такой ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового распуститься. С такими рассуждениями о творчестве, о ребёнке и его чувствах подходят в школе к урокам изобразительного искусства, декоративной композиции преподаватели художественного отделения школы.
Внимательно выслушав рассказ учителя о том, как первобытный охотник стал художником, как появились первые изображения животных, посмотрев ряд слайдов с наскальными рисунками, дети приступают к работе. Из-под их слабых ручонок «выходят» носороги с детёнышами, страусы и слоны, медведи и даже крокодил. И не важно, что после занятий носы и пальчики перепачканы угольной пылью, зато с каким энтузиазмом и радостью они рассматривают свои творения. Детям нравится и то, что педагоги с таким же вниманием и радостью рассматривают их произведения. После завершения каждой темы работы показываются родителям, наиболее удачные объединяются какой-то идеей, чтобы они зазвучали ярче и сильнее.
На уроках истории искусства дети приобщаются к удивительному миру, который окружает их, становясь его соучастником, собеседником, получая своеобразный ключ к познанию этого мира и самого себя.
Школа должна закладывать опережающий потенциал, моделировать желаемое будущее, неся в себе зёрна новой, более совершенной жизни, в которой нравственные и духовные ценности являются самой высокой и конечной мерой. Как жалок и беззащитен человек без храма в душе, без лучезарного света, освещающего его жизнь, когда все интересы сводятся к физическому минимуму. Но духовный храм необходимо закладывать с детства продуманной комплексной системой, где доминирующую роль должно играть искусство. Общаясь с ним, ребёнок становится чище, добрее, заряжается внутренним светом, поэтическим теплом, желанием творить. Мир для него становится гармоническим целым, полным прекрасных звуков, живописных красок, поэтических слов.
Искусство – это окно, через которое мы можем смотреть на Вечность.
Что пишут об искусстве наши дети? Коваленко Олег: «Искусство – это сама жизнь». Ушаков Роман: «Искусство нужно для того, чтобы было видно, слышно Красоту природы, жизни».
А так Красоту слышат дети-поэты школы.
До захода солнца час.
В рощу захожу я.
У тропы – знакомый вяз,
Вечер поздний чуя,
Ветви наклонил чуть-чуть…
Мы знакомы с детства.
Я присяду отдохнуть
Рядом, по-соседству.
Алый свет – костёр зари –
Оживляет тени.
И лучи, как снегири,
Тычутся в колени.
Владымцева Мария, 10 класс.
Ночная музыка
Солёная морская пена,
Искрясь, катилась на песок.
Сливаясь с музыкой Шопена,
Стонали струны и смычок.
Плясали робкие виденья,
Скрипач восторженно играл,
И в кратком миге вдохновенья,
Казалось, он кого-то звал.
И только свежий, чистый ветер,
Касаясь клавишей души,
Ласкал притихший тёплый вечер,
Гуляя в сумраке тиши.
И, робко, звуки провожая,
Легко парил среди тепла,
И лишь волна, с волной играя,
Рассвета нового ждала.
Залукина Мария, 10 класс.
Зелёный рассвет
Я хотела стать словом,
Чтоб не быть тишиной,
Потревожить чтоб снова
Свой привычный покой.
Я хотела стать ветром
Голубым в небесах
И зелёным рассветом,
Как улыбка в глазах.
Я хотела стать лучше,
Оставаясь собой,
Сберегать, а не рушить
В своём сердце любовь.
Коржавина Анна, 10 класс.
Е.И.Рерих в Послании молодым «Три ключа» пишет: «Радуйся всему, в чём выражена красота. Радуйся последним лучам заходящего солнца. Радуйся первым бодрящим лучам утренней зари. Радуйся – и свет солнца будет в твоей душе ярче, и далёкие миры будут ближе».
И ещё отрывок из стихотворения Марии Владымцевой (сейчас уже выпускницы школы, победителя Всероссийского конкурса молодых поэтов «Мцыри»):
Блестит изумрудом
Трава молодая.
Закаты, рассветы
И свежесть весны…
А облако-странник,
В свой путь отплывая,
Даёт свой наказ нам:
Чтоб были честны.
Мария Владымцева и Анна Коржавина по-прежнему занимаются творчеством, пишут стихи, ими изданы поэтические сборники. Семена, посеянные педагогами и родителями, дали свои всходы и плоды.
Возвращаясь к педагогическим размышлениям о творчестве и красоте, вновь обратимся к словам Е.И.Рерих: «…С любовью, знанием и красотой иди к людям. Объединяй их. Строй с ними жизнь, светлую, бодрую, полную неустанного труда и радости. В этом великом творчестве ты овладеешь неиссякаемыми источниками сил и знаний».
В.В.Донская, народный учитель РФ.
« PREVIOUS
‹ PLAYBACK
STOP
PLAY ›
NEXT »
|