А.В. Стеценко
Антикультурная деятельность руководства Министерства культуры – позор для России
Эпидемией коррупции среди российских чиновников нас удивить трудно. Периодически всплывают на поверхность громкие коррупционные скандалы, которые, с одной стороны, вселяют в общество надежду на то, что власть не намерена мириться с этим очагом заразы современной цивилизации, а с другой – свидетельствуют о том, что основа вертикали власти в России держится на людях, потерявших все нравственные ориентиры в жизни, и эту прогнившую основу необходимо срочно менять. Но то, что это заразное заболевание проникло и в руководство Министерства культуры, говорит о полной его дискредитации как представителя органа власти, осуществляющего свою деятельность в области сохранения и развития культуры России. Четыре года отечественной культурой руководят лица, сознательно ее разрушающие. При таком «подходе» ни о каком выполнении Основ государственной политики в области культуры и указаний Президента РФ В.В. Путина по этому вопросу не может быть и речи.
В отличие от господина министра В.Р. Мединского недавние аресты руководителей Министерства культуры, обвиняемых в воровстве государственных средств, выделенных на реставрацию памятников, в особо крупных размерах, не вызвали у нас никакого шока. Скорее принесли некоторое облегчение и надежду, что руководство страны наконец-то приступило к очищению самого важного органа исполнительной власти, работники которого априори должны быть самыми честными, самыми сознательными, самыми достойными, иными словами, самыми культурными. Иначе на кого же ориентироваться остальным чиновникам госаппарата, как не на коллег из Министерства культуры? Но если в системе охраны памятников культуры руководство Минкульта за четыре года выстроило систему откатов в 20%, позволившую им открыто воровать государственные средства, то о каком понимании культуры в их сознании вообще может идти речь? Его нет и быть не может. Тогда возникает резонный вопрос: «Кто же сейчас руководит российской культурой?». Ответ однозначный – ее разрушители.
Вред русской культуре нанесен огромный. И главное не денежные потери, хотя суммы впечатляющие, а нравственная и этическая стороны. Огромное количество государственных служащих, обеспечивающих и покрывающих эту преступную сеть казнокрадов, было уведено с честного пути служения Отечеству. Существующая в государственном аппарате порочная практика круговой поруки (сегодня я помогу тебе, завтра ты поможешь мне) создала «ореол» безнаказанности чиновников, на которых простому человеку невозможно найти управу. А использование руководством Минкульта своего административного ресурса позволяет ему через силовые структуры и суды расправляться с неугодными лицами и организациями, тем самым превращая культуру в России в подобие преступного бизнеса. И не скоро будут залечены эти раны.
Взаимоотношения Международного Центра Рерихов с руководством Министерства культуры за последние четыре года в этом смысле весьма показательны. За четверть века мы проходили через разные ситуации, и не стоит сейчас описывать все перипетии наших непростых взаимоотношений, но столь безнравственных и циничных действий по отношению к нам никогда еще не было.
Усадьба Лопухиных, уникальный памятник белокаменного зодчества XVII века в нескольких минутах ходьбы от Кремля, в которой размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, давно вызывала у Минкульта и Росимущества желание ее отобрать. Их не останавливало ни то, что этот памятник был передан государством нашей общественной организации как обязательство, данное С.Н. Рериху в ответ на его безвозмездную передачу в Россию наследия своей семьи, предназначенного для общественного Музея, ни то, что этот памятник был восстановлен без государственного финансирования, за счет привлеченных МЦР общественных средств и помощи меценатов общественного Музея. Важная деталь: в отличие от казнокрадов Минкульта все полученные МЦР общественные денежные средства, начиная с середины 90-х годов, а это более миллиарда рублей, были использованы исключительно на воссоздание памятника архитектуры.
Начиная с 1993 г. Министерство культуры стремилось выселить МЦР из усадьбы Лопухиных. Но, повторяю, никогда еще действия руководства данного министерства не были столь циничными и разрушительными, как при г-не В.Р. Мединском. Вот некоторые примеры этих действий, направленных на захват усадьбы и выселение из нее общественного Музея МЦР.
В августе 2014 г. генеральный подрядчик ГМИИ имени А.С. Пушкина ЗАО «БалтСтрой» под руководством заместителя генерального директора по строительству Е.В. Самоходкина незаконно демонтировал часть ограждения и пытался захватить часть территории земельного участка усадьбы Лопухиных, арендуемого МЦР у правительства Москвы и предназначенного для проведения работ по воссозданию усадьбы. С этого момента руководство Минкульта и «БалтСтрой» задумали возбудить уголовное дело против МЦР.
29 октября 2014 г. первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов направляет письмо № 9388-01/кР-ВА первому заместителю министра Внутренних дел М.Г. Ваничкину с просьбой проверить МЦР «на предмет противоправной деятельности».
29 января 2015 г. старшим дознавателем второго отделения ОД УВД ЦАО ГУ МВД России по г. Москве майором полиции А.Г. Ломкиной возбуждается уголовное дело: «В неустановленное дознанием время, неустановленные лица, действующие умышленно, самовольно, нарушая установленный законом порядок землепользования, незаконно выполнили работы по установке сетчатого ограждения и устройству “стены в грунте”». Майор полиции лукавит, так как она неоднократно разбиралась по жалобам Минкульта в отношении якобы незаконных действий МЦР по воссозданию усадьбы Лопухиных, которые мы проводили в строгом соответствии с плановыми заданиями правительства Москвы. Дознаватель неоднократно отказывала Минкульту в возбуждении уголовного дела, так как представленные МЦР документы были в полном порядке и подтверждали законность всех наших действий. Но настойчивость Минкульта и «БалтСтроя» сделали свое дело и майор полиции А.Г. Ломкина, зная, кто давал разрешение МЦР на проведение работ по воссозданию усадьбы, кто руководил этими работами, имея на руках копии всей разрешительной документации на их проведение, по явно надуманным основаниям возбуждает уголовное дело.
Приостановкой работ по воссозданию усадьбы Лопухиных Министерство культуры не ограничилось. В сентябре 2015 г. министр В.Р. Мединский отправил письмо за № 13378-01-95-ВМ мэру Москву С.С. Собянину с просьбой передать усадьбу Лопухиных в федеральную собственность. В результате решением правительства Москвы от 20.10.2015г. № 614-РП три строения усадьбы №№ 4, 5 и 7, в которых размещается общественный Музей МЦР на правах безвозмездного пользования, были переданы в федеральную собственность. Трудно сказать, чем именно руководствовался Сергей Семенович Собянин, подписывая это распоряжение. Ведь правительство Москвы в длительном арбитражном процессе по иску Росимущества, поддержанному Минкультом, стремилось не допустить выселения МЦР из усадьбы Лопухиных, как того требовал истец. Думаю, что в силу известных обстоятельств мэр не может вникать в каждый документ, представляемый ему на подпись. Но то, что к этой сделке приложили свою руку директор Департамента управления имуществом и инвестиционной политики г-н Б.Д. Мазо и заместитель министра культуры г-н Г.У. Пирумов, ныне арестованные по обвинению в коррупции, не вызывает у нас никаких сомнений. Ведь именно им предстояло в дальнейшем решать судьбу этого лакомого памятника культуры. Не приложив ни малейших усилий к реставрации этого чудесного памятника (и слава Богу), они явно были намерены «достойно» им распорядиться.
По просьбе Министерства культуры распоряжением Территориального управления Росимущества по г. Москве от 11.11.2015 г. № 1287 три строения усадьбы Лопухиных, занимаемые общественным Музеем, были переданы в оперативное управление Государственному музею Востока (ГМВ) – организации, которая на протяжении длительного времени совместно с Минкультом пыталась выселить МЦР из этой усадьбы. В данном распоряжении Росимущества ни слова не сказано о том, что в этих строениях размещается общественный Музей имени Н.К. Рериха МЦР с правом их безвозмездного использования, но зато дано четкое указание ГМВ использовать их по своему усмотрению.
16 февраля 2016 г. на заседании Коллегии Министерства культуры рассматривался вопрос о создании государственного музея на правах филиала ГМВ в усадьбе Лопухиных, в которой на протяжении более чем 20 лет размещается общественный Музей, деятельность которого известна во многих странах мира и поддержана Генеральным директором ЮНЕСКО И. Боковой и Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном. Данные действия министерства совершенно недвусмысленно направлены на разрушение общественного Музея, его выселение и овладение его коллекциями.
На сайте Минкульта выставлено решение Коллегии по этому вопросу: «Первому заместителю Министерства культуры Российской Федерации В.В. Аристархову и Департаменту управления имуществом и инвестиционной политики (Б.Д. Мазо), в пределах компетенции, принять все необходимые меры для скорейшего начала работы “Музея семьи Рерихов” в качестве филиала ФГБУК “Государственный музей искусства народов Востока”». «Компетенция» Б.Д. Мазо теперь нам известна, поэтому он и его начальник, заместитель министра Г.У. Пирумов, арестованы. Нам известны и цели первого заместителя министра В.В. Аристархова в отношении МЦР: он очень заинтересован в том, чтобы как можно скорее отобрать у МЦР наследие, переданное ему собственником С.Н. Рерихом, и поэтому распространяет письма во все органы власти о якобы незаконном нахождении в МЦР этого наследия, и так же как и остальные его коллеги, стремится выселить МЦР и его общественный Музей из усадьбы Лопухиных.
При этом они полностью равнодушны к интересам самой культуры, а значит, и к интересам государства. Разве в интересах государства Министерство культуры стремится разрушить самый крупный, значимый и успешно действующий в России общественный Музей, носящий имя Н.К. Рериха и основанный его младшим сыном? Разве в интересах государства Министерство культуры скрывает от руководства страны полное разграбление бывшей московской квартиры выдающегося востоковеда Ю.Н. Рериха, в которой находилась первая часть наследия Рерихов, привезенная в Россию еще в 1957 году? Разве в интересах государства министр культуры В.Р. Мединский скрыл от Президента РФ В.В. Путина распоряжения С.Н. Рериха относительно назначения им МЦР собственником наследия Рерихов, переданного в СФР в 1990 году? Разве в интересах государства нынешнее руководство Министерства скрывает пропажу картин Рерихов из коллекции С.Н. Рериха, переданной в ГМВ на временное хранение? Этот перечень явных злоупотреблений руководства Минкультуры в отношении наследия семьи Рерихов, которое является национальным достоянием России, можно продолжить, и, к сожалению, у нас нет уверенности в том, что его разрушительные действия против отечественной культуры прекратятся.
Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что российские чиновники не желают примириться с тем, что общественная организация может владеть как движимыми, так и недвижимыми огромными культурными богатствами. До сих пор, к сожалению, среди них распространена установка, что только они могут надежно обеспечить сохранение культурных ценностей. Последний коррупционный скандал, разразившийся на прошлой неделе, и давние грехи Минкульта в отношении наследия Рерихов, которые до сих не стали предметом рассмотрения следственных органов, убедительно доказывают, что именно сами чиновники министерства не способны достойно сохранить культурное наследие России. И если говорить о всячески очерняемом ими МЦР, то его деятельность по сохранению вверенных ему культурных сокровищ является прямо противоположной действиям руководства Минкульта, чему имеется множество доказательств. И пока наша власть этого не поймет и не изменит своего отношения к общественным организациям, работающим в области сохранения культурного наследия страны, громкие коррупционные скандалы в Министерстве культуры будут продолжаться, а памятники культуры будут разрушаться.