О.В. Слепова
Испытание восприятием Культуры
(выступление на встрече с работниками городского информационно-библиотечного объединения
и на Круглом столе «Д.С.Лихачев. О жизни и о Культуре»)
В фойе библиотеки работает выставка художественных фоторабот Л.В.Шапошниковой – ученого-историка, индолога, академика 3-х академий (РАЕН, РАКЦ, экологической академии), философа, писателя (ее перу принадлежит более 400 печатных трудов), заслуженного деятеля искусств РФ, генерального директора Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Людмила Васильевна прошла маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Именно ей С.Н.Рерих передал завещанное Родине творческое наследие всей семьи. Передал для общественного музея, выбрав для него в центре Москвы усадьбу Лопухиных, которая находилась тогда, в 90-е годы, в разрушенном состоянии. Людмила Васильевна смогла привлечь многих людей, чтобы буквально за короткий срок из руин поднять старинный особняк, отреставрировав его без копейки бюджетных денег, и открыть Музей, который стал сейчас крупным культурным и научным центром. После смерти Святослава Николаевича Правительство России в лице В.С.Черномырдина пыталось отнять Музей, но сотрудники Центра и общественность сумели отстоять его. Большую помощь в этом оказал академик Д.С.Лихачев. Он со свойственной ему последовательностью и неиссякаемой настойчивостью отстаивал права общественной организации – Международного Центра Рерихов (МЦР), обращаясь к министру культуры и Президенту России. Он писал, что «МЦР сегодня продолжает дело, которому посвятил свою яркую жизнь Н.К.Рерих – дело охраны и приумножения сокровищ культуры, потому что видел в культурном совершенствовании смысл человеческого существования».
Наша эпоха отличается тем, что вместо «почитания Света» (так переводится с «санскрита» слово «культура»), после подрыва экономических и социальных устоев, начались усиленные атаки на культуру, на ее носителей: «наклеиваются ярлыки» на Великих людей, их идеи (Ломоносов – «льстивый царедворец»; Пржевальский – «шпион»; Пушкин –«кощунник», и т.п.). Особенно в этом преуспевают средства массовой информации, интернет. Потом попробуй восстановить доброе имя!
Среди представителей русской культуры Рерихи оказались в числе тех, кто подвергся наибольшему количеству нападок.
Люди, часто имеющие весьма поверхностное представление о предмете информации, позволяют себе судить от имени многих.
К примеру, если такой человек, как Рерих, организует экспедицию, проходящую через несколько стран, то он, конечно же, «шпион нескольких разведок». Если же он пытается создать в Маньчжурии хозяйственные кооперативы, то это может означать только то, что он «прикрывает этим идею организации нового государства» и т.п.
Великий человек (а Н.К.Рерих был культурным деятелем планетарного масштаба) подобен зеркалу, в котором отчетливо, без прикрас, отражается тот, кто о нем говорит и пишет, – со своим уровнем сознания, своими представлениями, своими домыслами и мелкими страстями.
Так, некоторые авторы статей и книг пытаются свести рериховское наследие и Учение Живой Этики к религии (или религиозно-философским системам).
Будучи ярчайшим явлением Культуры, наследие Рерихов связано со многими основами культуры: и с наукой, и с искусством, и с мифологией, и с религией. Но это не дает оснований отождествлять его с религией, что подтверждается и заключением юридической экспертизы.
Живая Этика использует научный подход при рассмотрении вопросов, относящихся к религиозной сфере. Учению не присущи ни вера в сверхъестественное (все естественно, есть только вещи познанные и еще не познанные), ни обрядность, ни культовые действия. Живая Этика призывает людей учиться, познавать окружающий мир и самих себя, расширять свой кругозор, свое сознание, преодолевать невежество. Вера, согласно Живой Этики, есть предвестница, предвосхищение знания, есть «неосознанное знание». «Но когда вера объединяется со знанием, мощь ее становится неодолимой». («Грани А.Й.») Живая Этика отводит ведущую роль науке, но науке одухотворенной, нравственной. Постепенно наука и религия будут сближаться, пока не сольются в Единое универсальное Знание. И это сближение уже началось. В 1998г. в Свято-Даниловском монастыре в Троицко-Сергиевой Лавре собрался Всемирный русский народный собор, на котором присутствовали известные представители отечественной науки. Состоялись слушания по теме: «Вера и знание: проблемы науки и техники на рубеже столетий».
Само слово «религия» в переводе с латинского языка означает «связь с Высшим». «Поэтому, все искренне стремящиеся, по натуре своей религиозны…». Религиозность есть естественное чувство, живущее в самом человеке и позволяющее ему ощущать то Великое Непостижимое начало, которое таится за видимыми проявлениями жизни. Это его внутренняя потребность стремиться к чему-то высшему, прекрасному, идеальному.
Жизнь Рерихов явилась примером реализации высшего начала в себе самих. Поиск высшего истинно культурного решения был всегда их основной целью.
Они проводили в жизнь великую преемственность мировых Учений. Живая Этика «не отвергает ни одного Учения, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений… Ведь все великие Учения идут из Единого Источника, и нельзя, принимая одно, отрицать другое… не будем осуждать или умалять, но лишь сопоставлять заветы, находя прекрасные касания и новые грани Истины», – писала Е.И.Рерих.
Конечно, прикасаться к теме преемственности Учений на примере Учения Христа – можно лишь после глубокого изучения основ мировых Учений, документальных свидетельств раннего христианства (например, апокрифических Евангелий, собраний писаний Отцов Церкви, таких как «Добротолюбие», трудов Оригена, Св. Антония, Климента Александрийского, Иоанна Златоуста, Гр. и Афанасия Великих и др.).
Рерихи глубоко размышляли над вопросами Христианства, знали и понимали Учение Христа. Все они были православными Христианами, и русская православная культура высоко почиталась всеми членами семьи.
«Где же желать вершину красоты, как не в храме, высочайшем создании нашего духа?»
«Имя Бога, имя Христа, имена святых подвижников звучат благовестом чудным и животворным… Спас-Милостивый, Спас-Кроткий, Спас-Всеведущий, Спас-Всемогущий, Спас-Грозный, Спас-Всеисцеляющий, все тот же Великий Лик, полный бездонной мощи…», – писал Н.К.Рерих.
Постижение Рерихами мудрости Востока происходило на твердой основе российской культуры, в которой Православие играло важную роль.
На вопрос к Н.К.Рериху: «Вы христианин или буддист?», не противопоставляя религиозные конфессии, он ответил: «Я верую в Единого Бога Отца и Сына и Святого Духа».
А вот вежливый, добрый ответ С.Н.Рериху Патриарха Всея Руси Алексия от 20 апреля 1992г.: «Дорогой Святослав Николаевич! Сердечно благодарю Вас за добрые пожелания мне и за тронувшее меня предложение стать почетным попечителем Международного Мемориального Треста Рерихов. Заверяю Вас, что Русская Православная Церковь с неизменной поддержкой относится к инициативам, направленным на дальнейшее сближение русского и индийского народов. Поэтому намерения, высказанные организаторами Треста, вызывают у меня немалый интерес и симпатию. В то же время я с сожалением сознаю, что моя крайняя занятость не позволяет мне принять Ваше предложение. Поймите меня. Желаю вам, дорогой Святослав Николаевич, и всем участникам Международного Мемориального Треста Рерихов благоуспешной деятельности. Мои лучшие пожелания Вашим близким. С глубоким уважением, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий».
Пройдет всего несколько лет и Учение Живой Этики будет осуждено Архиерейским собором РПЦ. «Зеленый свет» этому явлению дали отдельные церковные деятели, в авангарде которых выступает бывший научный атеист дьякон Кураев. Нарушая заповедь «не лги», используя для своих книг методы выдергивания и склеивания цитат, Кураев старается запутать, ввести в заблуждение неискушенного читателя («Сатанизм для интеллигенции»). Считая, что задачи церкви сродни задачам полиции – сузить духовный горизонт человека – (из его предисловия к книге «От чего нас хотят спасти НЛО, экстрасенсы, оккультисты и маги?»), Кураев обвиняет в связях с нечистой силой многих творческих личностей русской и мировой культуры (Блока, Лермонтова, Есенина, Моцарта, Ван Гога…), оправдывает инквизицию. Также разжигает ненависть к евреям (книга «Как делают антисемитом»). Так он открыл, что Международный Женский день 8 Марта заставила праздновать человечество еврейка Клара Цеткин (хотя она была немкой).
Вместе с Кураевым воюет и г.Дворкин, обвиняющий всех и вся в сектантстве. Он имеет американское гражданство и ранее работал на радиостанциях «Свобода» и «Голос Америки»; с 1993г. возглавлял Центр Иринея Лионского по борьбе с новыми религиозными движениями. В настоящее время РПЦ старается дистанцироваться от него, осуждая методологию американского «миссионера».
А выступления дьякона Кураева запрещены в С.-Петербургской, Калужской областях, в Оптиной пустыне запрещена продажа его книг. Ведь он поставил целью своей жизни не стяжание мирного духа, а борьбу с Рерихами (из его выступления). Как все это не похоже на свидетельства известных иерархов Православной церкви, лично знавших Н.К.Рериха:
«Не болей! Придется много для Родины потрудиться», – такими словами напутствовал Н.К. Рериха русский святой Иоанн Кронштадский. Разве провидцы когда-нибудь ошибались?
А вот слова православного священника отца Нафанаила: «Николай Константинович стоит на церковной почве, исповедуя церковными словами свою веру, и за него можно не бояться. Великие святители нашей церкви знают, что делают, когда призывают Божие благословение на труды Н.К.Рериха».
Н.К. Рерих в начале 20 века основал в С.-Петербурге иконописную мастерскую; под его руководством были отреставрированы уникальные фрески в русских церквах и соборах; им было оформлено более 10 православных храмов. А сколько им было написано и опубликовано статей-протестов против разрушения храмов в России в 30 – годы 20 столетия! Христос Е.И.Рерих живет в сердце каждого человека: «Он истинный Мессия всех народов…», – пишет она. «Христос утвержден в нашем Учении Величайшим». «Даже в малой мере старайтесь уподобиться Христу».
История Православия знала и светлые и темные страницы. Жаль, если в современном Православии возобладают реакционные тенденции. По всему видно, что церковь и люди, принявшие Православие, проходят сейчас одно из труднейших своих испытаний – испытание восприятием культуры.
Подобно тому как разнообразные цвета, имея общий тон, собираются в единую радугу, где они не только не ослабляют, но чудесным образом усиливают красоту звучания друг друга, так и все мы можем и должны строить пространство мирного сосуществования людей, мнений, идей на основе взаимоуважения, доброжелательности, терпимости к другим взглядам.
В 2005 году в Пензе состоялся Международный общественный форум, посвященный 70-летию Пакта Рериха, «Как охраним живую ткань Культуры?», в котором принимали участие и С.В.Радюк, и Т.К.Темяшева. Открывая форум, заместитель губернатора Пензенской области Е.А.Столярова выразила надежду, что «число последователей философии Рерихов будет расти, потому что Рерихи и их идеи стоят над политикой, над религиозными разногласиями. Их миссия планетарная. И то, что в Пензе проходит подобный форум, свидетельствует о том, что что-то меняется в жизни государства, в мировоззрении людей. И очень хорошо, что мы начинаем толерантно, терпимо относиться к взглядам других людей, их устремлениям… Пусть философия Рериха будет противостоять, прежде всего, терроризму духовному – это главное».
Истоки нападок на Н.К.Рериха уходят в 30-е годы прошлого века в Харбин. Речь идет о Маньчжурской экспедиции Н.К. и Ю.Н.Рерихов. В это время набирало силу инициированное Николаем Константиновичем общественное движение в защиту культурных ценностей и готовилось подписание Пакта Мира Рериха. Против Н.К.Рериха началась клеветническая кампания. Сегодняшними очернителями один к одному повторяется содержание харбинской клеветы в газетах: те же обвинения в шпионаже, масонстве, антихристианстве. Почему волна нападок, поднятая тогда определенными профашистки настроенными силами Харбина, вновь прокатилась по страницам печати через 70 лет? Некоторых авторов не останавливают даже суды (так О.Шишкин заплатил штраф за оскорбление чести и достоинства нашего великого соотечественника в СМИ, обвиняя Н.К.Рериха в шпионаже на основе фальсификации архивных документов).
Н.К. и Е.И.Рерихи были поистине великими, каждый в своей области. Мы хорошо знаем, что ни один Великий не был обойден ни завистью, ни отрицанием, ни клеветой, ни ложными измышлениями.
У ученого, художника и поэта А.Л.Чижевского есть такие строки:
Книги Живой Этики, которые пришли к нам благодаря Рерихам, начинаются строками: « В новую Россию моя первая весть». В этих книгах, которые давались на русском языке, неоднократно подчеркивалась большая роль России в мировой истории.
Это и положение России на средостении Востока и Запада, и многослойность и синтетичность ее культуры, и полярный характер ее народа, его духовность, нравственность. «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех», – писала Е.И.Рерих в 1921 году.
В начале 20 века новая философская мысль таких русских философов как Бердяев, Флоренский, Булгаков, Соловьев, искусство Серебряного века, новая научная мысль Циолковского, Вернадского, Чижевского формировали целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Русские мыслители прозревали ту энергетическую целостность Мироздания, которая пронизывала все человеческое бытие, и понимали, что если человечество не поднимется на новый уровень сознания, по-новому не осмыслит космические процессы, оно столкнется с социальными и духовными катастрофами, которые ввергнут его в серию затяжных и тяжелых кризисов. Живая Этика была завершающим этапом в формировании нового космического мироощущения. Ее связь с идеями русских мыслителей очевидна и несомненна.
Старое мышление всегда препятствовало новому. Особое неприятие ждет тех, кто несет человечеству новое знание, – то, которое расширяет его сознание, разрушает сложившиеся стереотипы и расчищает дорогу к вершинам его эволюции (вспомним распятого Христа, сожженного Д.Бруно, вспомним Галилея, Жанну д, Арк, Сократа…). В 20 веке именно Рерихи были теми, кто принес миру новую систему познания. Учение Живой Этики – Учение Культуры – в книгах, художественных образах, научных трудах было принесено в Россию русскими людьми. Борьба нового со старым развернулась в духовно-культурном пространстве России.
Поэтому нам сейчас, как никогда, очень важно осознать происходящее. С очернением выдающихся культурных деятелей уничтожается само понятие и предназначение Культуры, уничтожается духовная составляющая нашей жизни. Еще в 30-годы прошлого столетия Е.И.Рерих писала: «Так обретем наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, – обычай умалять, отвергать и всячески поносить свое родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймем, что не массы слагают великую историю страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми».
Д.С. Лихачев, патриарх отечественной культуры, ничего и никогда не боявшийся, самостоятельно мысливший, также не избежал участи непонимания у своих современников, пройдя через сталинские лагеря, испытав внегласные запреты на выступления по телевидению, угрозы физической расправы, и не только угрозы. Какое-то время часть его работ замалчивалась, он считался «невыездным».
Принимая участие в работе Международной Лиги защиты Культуры, он выступал в защиту творческого наследия семьи Рерихов. Д.С.Лихачев писал: «Я глубоко уверен, что наследие семьи Рерихов, превращенное в наше национальное достояние, займет заслуженное место в культурной жизни нашей страны. Н.К.Рерих поднял Знамя Мира – символ единения человечества во имя сохранения и приумножения великих ценностей Культуры. Надеюсь, что грядущие поколения будут достойными преемниками нашего богатого культурного наследия. Но будущее начинается сегодня».
Именно сегодня нам всем очень важно выдержать испытание восприятием Культуры, научиться чувствовать стыд и боль за унижение лучших представителей русской и мировой культуры. И пусть в этом нам будет примером Д.С.Лихачев, которого называли «совестью» эпохи.
Дмитрий Сергеевич писал, касаясь темы патриотизма, что патриот – это не только тот, который любит свою родину, а патриот – это тот, который через свою родину, через любовь и понимание своей культуры любит и понимает культуру всего мира.
Рерихи посвятили свою жизнь поиску того, что объединяет разные народы и культуры, а не разъединяет. Их дело продолжает сейчас Л.В.Шапошникова, чьи фотоработы убеждают нас во взаимосвязи культур русского и индийского народов, народов Запада и Востока. Истинная культура все вмещает. И пример такого вмещения можно увидеть на фотографиях Людмилы Васильевны. "Перекресток Будды и Христа" (у Н.К.Рериха есть картина с таким же названием) – в Индии считают, что оба Великих Учителя, каждый в свое время, прошли здесь. В легендах говорится, что один направлялся на Алтай в поисках Истины, а другой – в Гималаи изучать Веды и буддийские священные книги. Буддийский монастырь хранит Учение Иисуса, который обращался со своими Заповедями к трудящимся и униженным, проходя по Индии. Можно верить в это или нет, но нельзя отрицать уважительного отношения народа другой веры, другой культуры к Христу и Его Учению.
Нам тоже нужно учиться такому вмещению, стремиться больше знать, так как основой любой толерантности является знание.