Любовь Хоменок. «Осторожно! Выставка!»
Одряхлевшее сознание не может ни создавать,
ни строить, лишь захватывать и разрушать.
Е.И.Рерих, 25 января 1951 года
Если бы существовал рейтинг самых безобразных выставочных проектов, то выставка «Николай Рерих: Восхождение», открывшаяся в захваченной усадьбе Лопухиных, безусловно, попала бы в десятку. Нет, дело здесь не в картинах Николая Рериха, они, как всегда, прекрасные и завораживающие, а в концепции и извращенной художественно-философской трактовке творчества великого художника. Очевидно, ее частью стали мышиного цвета стены, которые сменили некогда роскошные интерьеры общественного Музея имени Н.К.Рериха. В результате залы утратили свою индивидуальность, потонули в серости их уникальные архитектурные элементы, все пространство Музея превратилось в череду безликих невзрачных комнат.
Русский зал до разрушения Музея |
Русский зал после разрушения Музея |
Серый так любили немецкие фашисты, цвет страха, невежества, безрадостного унылого существования, о котором говорят – «серость», цвет Сатурна [1], который так не вяжется с творчеством Николая Рериха. Говорят, что именно серый хорошо оттеняет произведения искусства, но ни в одном художественном музее не приходилось видеть подобного его использования. Ну а в данном случае эта пепельная, безжизненная серость выглядела настоящим оскорблением памяти великого художника. Но зато она, пожалуй, больше всего соответствовала произошедшим с усадьбой Лопухиных печальным событиям и статусу заключенного, который приобрело расположенное некогда здесь наследие Рерихов. Такими же невольниками выглядели и картины Николая Константиновича, привезенные сюда из четырех разных музеев.